Особенности живописи Поля Сезанна
«Отшельник из Экса», самый старший из постимпрессионистов, писал, что хочет «поразить Париж с помощью моркови и яблока». Искусство Поля Сезанна находится между грубой простотой и возвышенной сложностью. На примере натюрморта «Горшок, чашка и яблоки» разберёмся, как смотреть полотна художника.
Работать, ни на кого не оглядываясь, и набирать силу – вот в чем цель художника. А на все прочее – наплевать!
Поль Сезанн
Натюрморт с горшком, чашкой и яблоками.
Поль Сезанн. Около 1877
Жанр
Сезанн обращается к «низкому» по стандартам Академии искусств жанру — натюрморту, чтобы экспериментировать с формой и цветом.

Перед зрителем простой сундук, на нём — керамический горшок, чашка и яблоки. Этот набор предметов кажется простым, но Сезанн пишет яблоки не только из-за простоты их формы. Яблоки — ещё и символ грехопадения, раздора и воспоминания об Эмиле Золя, который в начале дружбы с Сезанном подарил ему корзину этих фруктов.
Форма и цвет
Сезанн считал, что «цвет лепит предметы», поэтому на его картинах сложно отделить цвета от формы. Одни яблоки кажутся объёмными благодаря градациям оттенков, другие выглядят плоскими. Если читать картину слева направо, яблоки будто превращаются из сочных фруктов в простые геометрические фигуры: круги и овалы.

Единство композиции сохраняется благодаря вкраплениям одного цвета в разные предметы: блики зелёного объединяют фрукты, обои на стене и стенку сундука.
Множественные ракурсы
Революционным в подходе Сезанна стало изображение предметов с разных ракурсов на одной картине. Сложно точно определить, где именно находится зритель по отношению к натюрморту.

Чашка написана с двух ракурсов: мы одновременно заглядываем в неё сверху и смотрим на неё сбоку.
На картину Сезанна лучше смотреть как на работу художника-абстракциониста: анализировать изображение не через сюжет, а через цвет, форму и композицию.
© Metropolitan Museum, New York