Постимпрессионисты: в чём уникальность каждого мастера
Постимпрессионисты Сезанн, Гоген и Ван Гог знали друг друга, а их искусство родилось в одном культурном контексте Франции конца XIX века. Но все они на разных этапах жизни покинули Париж, и пути художников радикально разошлись. Поль Сезанн аскетически заперся в студии у горы Сент-Виктуар, Ван Гог искал успокоение на юге Франции, Гоген сбежал на далёкие острова Полинезии в поисках современного Эдема. Разберемся, на каких диалектах постимпрессионизма говорил каждый из отшельников.
Винсент Ван Гог
Поль Гоген
Поль Сезанн
Импрессионизм
Источники вдохновения
Стога сена. Клод Моне. 1891.
Искусство Японии
Переправа через Сумиду. Тойохара Куничика. 1855.
Колорит
Приглушенный и контрастный
Яркий и контрастный
Простой и солнечный
Сине-зелёные, лимонно-жёлтые цвета с оранжевыми вкраплениями
Жёлтые, розовые, оранжевые, зелёные цвета
Форма
Стремление к геометризации
Искажение реальности
Уплощение и упрощение
Сезанн лепит массивные, грубые и тяжёлые формы предметов, пытаясь найти их структурную основу. Объекты на картине показаны одновременно с нескольких ракурсов.
Ван Гог надламывает форму предметов, создаёт пламенеющий мир в вечном движении. Через искажённые формы он раскрывает суть и состояние изображённого на картине.
Гоген избавляется от объёма и создает разные по форме и размеру плоскости.
Техника
Форма
Техника
Источники вдохновения
Колорит
Форма
Техника
Формы
Композиция
«... я стремлюсь к логическому развитию того, что мы видим и чувствуем, когда наблюдаем за природой».
«Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь».
«Не копируйте природу слишком буквально. Искусство — это абстракция. Извлеките его из природы и пишите, как будто вы мечтаете на природе».
Искусство Полинезии
Полинезийская скульптура
Сине-зелёные, лимонно-жёлтые цвета с оранжевыми вкраплениями
Техника
Небольшие квадраты мазков
Разлетающийся фейерверк или бегущие волны мазков
Плоскости цвета
Мазки похожи на небольшие квадраты, из которых методично создаются формы.

Сезанн стремится анализировать форму предметов и работает над картиной невероятно медленно: каждый мазок обдуман и наложен так, чтобы раскрыть общий смысл картины.
Мазки похожи на разлетающийся фейерверк или бегущие волны. Ван Гог хочет выразить эмоции каждым движением кисти: он искажает форму предметов, накладывая краски густо и экспрессивно.
Мазки практически не заметны, художник работает плоскостями цветов. Гоген даёт цвету возможность говорить за себя.
Импрессионизм
Путь в Ле-Сабон. Альфред Сислей. 1883.
Неоимпрессионизм
Воскресный день на острове Гранд-Жатт. Жорж Сёра. 1884–1886.
Искусство Японии
Сливовый парк в Камейдо. Утагава Хиросигэм. 1857.
Голландские старые мастера
Портрет сидящего офицера, упирающегося рукой в бок. Франс Хальс. 1631.
Прогулка. Дама с зонтиком. Клод Моне. 1875.
Источники вдохновения
Колорит
Поль Сезанн. 1890
Автопортрет с палитрой
Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой
Автопортрет с нимбом и змеей
Винсент Ван Гог. 1889
Поль Гоген. 1889
© Sammlung Emil Bührle
© National Gallery of Art, Washington, D.C.
© Private Collection (Chicago)
Поль Сезанн. 1890
Натюрморт с яблоками и цветами
Олеандр
Сиеста
Винсент Ван Гог. 1888
Поль Гоген. 1892–1894
©Metropolitan Museum, New York
© Metropolitan Museum, New York
© Metropolitan Museum, New York
Винсент Ван Гог
Поль Гоген
Поль Сезанн
Импрессионизм
Источники вдохновения
Стога сена. Клод Моне. 1891.
Искусство Японии
Переправа через Сумиду. Тойохара Куничика. 1855.
Колорит
Приглушенный и контрастный
Яркий и контрастный
Простой и солнечный
Сине-зелёные, лимонно-жёлтые цвета с оранжевыми вкраплениями
Жёлтые, розовые, оранжевые, зелёные цвета
Форма
Стремление к геометризации
Искажение реальности
Уплощение и упрощение
Сезанн лепит массивные, грубые и тяжёлые формы предметов, пытаясь найти их структурную основу. Объекты на картине показаны одновременно с нескольких ракурсов.
Ван Гог надламывает форму предметов, создаёт пламенеющий мир в вечном движении. Через искажённые формы он раскрывает суть и состояние изображённого на картине.
Гоген избавляется от объёма и создает разные по форме и размеру плоскости.
Техника
Форма
Техника
Источники вдохновения
Колорит
Форма
Техника
Формы
Композиция
«... я стремлюсь к логическому развитию того, что мы видим и чувствуем, когда наблюдаем за природой».
«Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь».
«Не копируйте природу слишком буквально. Искусство — это абстракция. Извлеките его из природы и пишите, как будто вы мечтаете на природе».
Искусство Полинезии
Полинезийская скульптура
Сине-зелёные, лимонно-жёлтые цвета с оранжевыми вкраплениями
Техника
Небольшие квадраты мазков
Разлетающийся фейерверк или бегущие волны мазков
Плоскости цвета
Мазки похожи на небольшие квадраты, из которых методично создаются формы.

Сезанн стремится анализировать форму предметов и работает над картиной невероятно медленно: каждый мазок обдуман и наложен так, чтобы раскрыть общий смысл картины.
Мазки похожи на разлетающийся фейерверк или бегущие волны. Ван Гог хочет выразить эмоции каждым движением кисти: он искажает форму предметов, накладывая краски густо и экспрессивно.
Мазки практически не заметны, художник работает плоскостями цветов. Гоген даёт цвету возможность говорить за себя.
Импрессионизм
Путь в Ле-Сабон. Альфред Сислей. 1883.
Неоимпрессионизм
Воскресный день на острове Гранд-Жатт. Жорж Сёра. 1884–1886.
Искусство Японии
Сливовый парк в Камейдо. Утагава Хиросигэм. 1857.
Голландские старые мастера
Портрет сидящего офицера, упирающегося рукой в бок. Франс Хальс. 1631.
Прогулка. Дама с зонтиком. Клод Моне. 1875.
Источники вдохновения
Колорит
Поль Сезанн. 1890
Автопортрет с палитрой
Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой
Автопортрет с нимбом и змеей
Винсент Ван Гог. 1889
Поль Гоген. 1889
© Sammlung Emil Bührle
© National Gallery of Art, Washington, D.C.
© Private Collection (Chicago)
Поль Сезанн. 1890
Натюрморт с яблоками и цветами
Олеандр
Сиеста
Винсент Ван Гог. 1888
Поль Гоген. 1892–1894
©Metropolitan Museum, New York
© Metropolitan Museum, New York
© Metropolitan Museum, New York