Вид Коллиура. Андре Дерен. 1905
Нолендорфплатц. Эрнест Людвиг Кирхнер. 1912
Дома на холме, Орта-де-Эбро. Пабло Пикассо. 1909
Улица входит в дом. Умберто Боччони. 1912
Это летний приморский городок. Он прекрасен и мирно соседствует с природой.
Это крупный индустриальный город. Он пугает своей отстранённостью, бездушием и хаосом.
Это просто город, один из многих во Франции. Нас интересует не его характер и жители, а сама форма домов и улиц.
Это крупный индустриальный город. Он вдохновляет как символ будущего и прогресса.
Морской синий, кирпичный оранжевый и насыщенный зелёный передают ощущение солнечного дня на юге Франции.
Угольно-чёрный, горчично-жёлтый, грязно-изумрудный создают впечатление, что город — тёмное опасное место.
Песочный, серый, приглушённый зелёный передают нейтральное отношение художника к своей работе, где всё похоже на геометрическую задачку.
Фиолетовый, синий, жёлтый, красный, зелёный и белый передают вечное изменение яркого индустриального города, шум улиц становится шумом цвета.
Соседствующие цвета дополняют друг друга
Противоречие соседствующих цветов
Синий соседствует с жёлтым и зелёным, но этот контраст не вызывает ощущения дискомфорта благодаря тому, что мазки отделены друг от друга тонкими полосками незакрашенного холста. Наоборот, эти сочетания цветов успокаивают зрителя.
Желчно-жёлтый конфликтует со змеиным зелёным, создавая ощущение нестабильности, дисгармонии и тревожности уже на уровне цветовых сочетаний.
Позволяют сделать акцент на объемах и форме, не привлекая к цвету лишнего внимания.
Градации цвета от темных фиолетовых оттенков к светлым жёлтым затягивают зрителя по воронке внутрь композиции.
Здания изображены упрощённо, чтобы не отвлекать от яркости колорита. Крыши и стены представляют собой просто крупные пятна цвета.
Здания созданы из напряжённых неровных линий, которые сами по себе вызывают тревогу. А пропорции искажены так, что здания наваливаются на зрителя.
Здания превращаются в простые кубообразные объекты. Эти объекты с наслаждением анализирует художник, анализировать их должен и зритель.
Фасады домов наслаиваются друг на друга, создавая впечатление движения.
Дома изображены с разных точек зрения — так можно лучше проанализировать их форму и рассмотреть их с нескольких сторон.
Использован принцип симультанного видения — фигуры рабочих изображены в разные моменты движения. Так зритель не только ощущает это движение, но и буквально видит его.
Созданная цветом композиция
Наш взгляд приковывает яркое пятно синего моря, оно самое плотное по фактуре и насыщенности цвета. Спокойная композиция помогает создать образ мирного приморского пейзажа.
Город построен по диагоналям, плоскость земли будто наклонена и неустойчива. Пространство картины как будто давит на зрителя.
Город замер в абстрактной вечности, он не движется и не изменяется. Это нужно, чтобы зритель не отвлекался от формы.
Город стремительно разлетается, создавая движение вглубь воронки и вовлекая зрителя в происходящее.