Фовизм и экспрессионизм
Первые направления европейского авангарда — фовизм и экспрессионизм — в 1905 году открыли двери в мир современного искусства. На первый взгляд они могут показаться похожими, но это не совсем так. Чем же французский «зверь» отличается от немецкого современника?
Анри Матисс. 1905
Женщина в шляпе
Алексей Явленский. 1909
Шокко в красной шляпе
Фовизм
Экспрессионизм
© Columbus Museum of Art
© San Francisco Museum of Modern Art
Объединение
Неформальное объединение вокруг личности Анри Матисса
Художественные группы «Мост» и «Синий всадник» с программами и манифестами
Кубизм
Футуризм
Источники вдохновения
Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген
Искусство народов Океании и Африки
Винсент Ван Гог, Эдвард Мунк, Джеймс Энсор
Искусство немецкого Средневековья и Возрождения
Кубизм
Футуризм
Цели
Создать приятное взгляду искусство
Индивидуальное выражение эмоций художника
Кубизм
Футуризм
Сюжет
Кубизм
Футуризм
Пространство
Плоскостное: нет перспективы и планов, плоские фигуры
Плоскостное: нет перспективы и планов, плоские фигуры
Кубизм
Футуризм
Техника
Смешанная: работа пастозными мазками и большими пятнами цвета
Экспрессивная: резкий мазок, ксилография
Кубизм
Футуризм
Цвет
Кубизм
Футуризм
Городской и сельский пейзаж
Портрет
Натюрморт
Мрачный городской пейзаж
Обнажённая натура и портрет
Картины на религиозные сюжеты
Самое главное средство выразительности
Яркие и светлые краски, чаще используются основные цвета
Соседствующие цвета дополняют друг друга
Самое главное средство выразительности
Ядовитые оттенки
Соседствующие цвета находятся в противоречии
«Я мечтаю об уравновешенном искусстве, полном чистоты и спокойствия, искусстве без суетных и беспокойных сюжетов», — писал Анри Матисс
«Каждый, кто свободно и искренне выражает то, что его вынуждает к творчеству, должен быть с нами!» — объявили авторы манифеста группы «Мост»