Голос
Снимаем напряжение со связок
2. Высокое «А»
3. Рождение звука и соединение звука с дыханием
4. Переход со связочного звучания к звучанию на дыхательной опоре
Положите руку на центр грудной клетки и сконцентрируйте внимание на этой области. Дышите с помощью диафрагмы. Каждый выдох мысленно направляйте в центр грудной клетки.

Далее к выдоху подключайте мычащий звук: зубы чуть разомкнуты, губы сомкнуты, во рту как будто держите маленький мяч для пинг-понга, чтобы образовался объём. Звук «хмммммм» вместе с дыханием направляйте в центр грудной клетки.

1. Разогрев связок
Представьте, что перед вами заледеневшее окно с красивыми узорами, и вы хотите увидеть пейзаж, который находится за этим окном. Нужно растопить своим дыханием этот лёд.

Раскройте рот широко, но не снаружи, а, скорее, изнутри. То есть раскройте мягкое нёбо. Тёплым согревающим дыханием старайтесь растопить ледяные узоры на окне.


Выполняется, как упражнение «вздох облегчения» из урока «Зажимы».

Напомним, как его делать:

Нужно представить, что позади у вас трудный день или что вы только что делали трудную физическую работу и очень устали. Чтобы сбросить усталость, выдыхайте с облегчением: «Фууууух».

В этот раз необходимо удлинить звук, который вы поймали на выдохе. Выдыхайте со звуком, поймайте ощущение свободного звучания (без давления на связки) и продлите его. Как будто пытаетесь этот звук приручить.


Это упражнение полезно перед началом звучания и при простуженном горле. Мы уже делали его на занятии по дикции.

Напомним, как его делать:

Представьте, что вы певица или певец и вы берёте очень высокую ноту. При этом вас показывают по телевизору с выключенным звуком.

Беззвучно пойте очень высокое «А». Помогайте себе жестом ведущей руки (правши — правой, левши — левой): делайте резкое движение вверх, пробиваясь к верхней ноте. Тянитесь указательным пальцем к потолку. Беззвучно пойте эту ноту некоторое время.

Затем опустите руку, расслабьте рот и произносите: «АКВА — АНДА — АБВА».
Говорите объёмно, заполняя пространство в полости рта, которое образовалось после упражнения.


5. Голосовая прозвучка
Это упражнение на развитие голосовой координации и изучение различных голосовых резонаторов.

Звук, который вы нашли в прошлом упражнении, перемещайте по разным участкам головы и тела, чтобы появилось ощущение звуковой вибрации. Когда попадёте звуком в тот или иной участок, начните делать простукивание, тем самым усиливая вибрацию не только изнутри, но и снаружи.

Последовательность: губы, верхние скулы и пазухи, лоб, макушка головы, нижняя челюсть, грудь, рёбра, спина.


6. Снятие голосовых зажимов, голосоизвлечение и развитие голосовой подачи
Мы уже встречали похожее упражнение в уроке «Дыхание: часть 2». В этот раз проработаем его с более сложным текстом и сделаем акцент на звучании.

Встаньте в упор лёжа (можно с колен) и начинайте отжиматься, вкладывая силы и при этом читая строки из «Евгения Онегина». Текст должен звучать так, будто никаких физических нагрузок вы не ощущаете. Голос не должен дрожать и срываться.

Рассказывайте строфу из «Евгения Онегина»:

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмёт тебя!»

После этого варианта упражнения можно перейти к борьбе со стеной. Встаньте рядом со стеной, упритесь в неё руками и пытайтесь сдвинуть её с места.

Важно эмоциональное подключение. Представьте, что стена — это ваш враг. Вы хотите вытолкать его из комнаты.

Помогайте себе словами: используйте текст «Евгения Онегина» так, будто вы высказываете всё накипевшее сопернику.