Микеланджело: хронология жизни и творчества
Микеланджело прожил 88 лет. Это невероятно долгая жизнь по меркам эпохи Ренессанса. Сменялись правители, рушились республики и захватывались города, в искусстве на смену Высокому Возрождению постепенно пришёл маньеризм, а Микеланджело всё это время продолжал творить. Эта памятка напомнит, на фоне каких исторических событий развивалось искусство Микеланджело.
Битва кентавров, около 1492
Пьета, 1498–1499
Давид, 1501–1504
Моисей, около 1513–1515
Надгробие Лоренцо Медичи, 1526–1534
Пьета Ронданини, 1564
+
Капрезе, Флоренция, Болонья
1475–1496
1497–1501
Рим
+
1501–1505
Флоренция
+
1505–1524
Рим, Каррара
+
1524–1532
Флоренция
+
1532–1564
Рим
+
Капрезе, Флоренция, Болонья
1475–1496

1475 — первые годы жизни Микеланджело проводит у своей кормилицы, жены каменотёса. Буквально с пелёнок он учится работать резцом.


1488 — будучи подростком, он бросает школу, куда определил его отец, и поступает в мастерскую Гирландайо с сильной школой рисунка. Он копирует Мазаччо и Джотто. В будущем именно рисунок станет основой его творчества.


1489 — Микеланджело, как одного из самых способных учеников, отправляют в школу при Сан-Марко, основанную меценатом и правителем Флоренции Лоренцо Медичи. Там он изучает античные рельефы и скульптуры. Античность будет вдохновлять его всю жизнь.

В этом же году Микеланджело приглашают во дворец Медичи. Он посещает Платоновскую академию, где впитывает гуманистические идеи. Всё это формирует его как независимого творца-интеллектуала.


1495 — после изгнания Пьеро Медичи из Флоренции к власти приходит Джироламо Савонарола. Микеланджело бежит из Флоренции. Это событие впервые заставляет его засомневаться в гуманистических идеалах. 


1496 — вернувшись во Флоренцию, Микеланджело высекает скульптуру «Cпящий Амур», которая попадает к кардиналу Рафаэлю Риарио как античная. Риарио, поражённый мастерством Микеланджело, приглашает его в Рим — город, благодаря которому Микеланджело прославится. 


Важные люди в жизни Микеланджело: 

  • Лодовико Буонарроти Симони — обедневший дворянин, подеста (мэр) Капрезе, отец Микеланджело
  • Лоренцо Медичи (Великолепный) — фактический правитель Флоренции, покровитель наук и искусств
  • Доменико Гирландайо — художник и владелец крупной мастерской во Флоренции, где учился Микеланджело
  • Бертольдо ди Джованни — скульптор, ученик Донателло, учитель Микеланджело
  • Джироламо Савонарола — монах Сан-Марко, религиозный и политический деятель Флоренции, фактический её правитель в 1494–1498 годах
  • Рафаэль Риарио — итальянский кардинал, любитель искусств, купивший скульптуру Микеланджело «Спящий Амур» как античную

Произведения периода: 

Мадонна у лестницы, около 1491

Битва кентавров, около 1492

Геркулес, около 1492–1493

Распятие, около 1492–1493

Ангел, около 1494–1495

Св. Петроний, около 1494–1495

Св. Прокл, около 1494–1495

Спящий Амур, 1496

Рим
1497–1501
1497 — Микеланджело переезжает в Рим. Он продаёт банкиру Якопо Галли две скульптуры — «Вакха» и «Стоящего Амура». Постепенно он обретает известность в Риме как скульптор, не уступающий в своём мастерстве античным творцам.  

1498–1499 — Микеланджело работает над «Пьетой» для кардинала Жана Билэра. Это единственная скульптура, которую он подписывает, поскольку до него доходят слухи, что её сделал кто-то другой. Скульптура приносит ему широкую известность.

Важные персоналии: 
  • Якопо Галли — банкир, купивший статуи «Вакха» и «Стоящего Амура»
  • Жан Билэр — французский кардинал, заказчик «Пьеты»

Произведения периода: 
Стоящий Амур, 1496
Распятие Галлино, около 1495–1497
Вакх, около 1496–1497
Пьета, 1498–1499
Св. Павел, Св. Петр, Св. Пий I, Св. Григорий I, Алтарь Пикколомини, около 1501–1504

Положение во гроб, около 1500–1501

Флоренция
1501–1505
1502–1504 — вернувшись во Флоренцию, которая к тому моменту стала республикой, Микеланджело получает заказ на статую Давида для украшения Собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Давид становится символом Флоренции.

1503 — торговец шерстью Аньоло Дони заказывает Микеланджело к собственной свадьбе картину. Мастер пишет «Тондо Дони», добавляя античные мотивы в христианский сюжет. 

1505 — Микеланджело получает заказ на роспись одной из стен «Зала пятисот» в Палаццо Веккьо. Мастер успевает сделать только подготовительные картоны для композиции «Битва при Кашине».  Противоположную стену расписывает его более старший современник Леонардо да Винчи. Встречаясь, художники часто спорят о том, какое искусство выше — скульптура и живопись. 

Важные личности:
  • Леонардо да Винчи — художник и мыслитель Высокого Возрождения, соперник Микеланджело
  • Аньоло Дони — флорентийский аристократ, заказчик «Тондо Дони»

Произведения периода: 
Давид,  1501–1504
Мадонна Брюгге, около 1503–1505
Тондо Питти, около 1503–1505
Тондо Таддеи, около 1504–1505
Св. Матфей, около 1505
Битва при Кашине, около 1505–1506
Тондо Дони, около 1506–1508

Рим, Каррара
1505–1524
1505 — Папа Юлий II вызывает Микеланджело в Рим и поручает ему изготовить свою гробницу.  Работа над гробницей затянется на долгие сорок лет и принесёт Микеланджело много переживаний из-за невозможности воплощения идей в реальность и ссор с наследниками Юлия II. 

14 января 1506 года — статуя Лаокоона эллинистического периода обнаружена  в виноградниках Эсквилина, под землёй, на месте Золотого дома Нерона. «Лаокоон» станет важным источником вдохновения в изображении динамики и драматизма в скульптурах Микеланджело. 

1508–1512 — Юлий II настаивает на том, чтобы Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы, несмотря на возражения мастера, что он не художник. Впервые в истории итальянского искусства потолок заполняется большими иллюзионистическими сценами. 

1517–1520 — Медичи возвращают себе власть над Флоренцией и заказывают Микеланджело оформление фасада семейной церкви Сан-Лоренцо. Микеланджело хотел сделать этот фасад «зеркалом всей Италии», но Лев X (Джованни Медичи) неожиданно отменяет проект. Он пополняет список нереализованных или неоконченных проектов мастера.

Важные персоналии: 
Юлий II — Папа Римский в 1503–1513   
Лев X — Папа Римский в 1513–1521  

Произведения периода: 
Потолок Сикстинской капеллы, около 1508–1512
Умирающий раб (для гробницы Юлия II), около 1513
Восставший раб (для гробницы Юлия II), около 1513
Моисей (для гробницы Юлия II), около 1513–1515
Христос с крестом, около 1514–1516
Молодой раб (для гробницы Юлия II), около 1519–1536
Бородатый раб (для гробницы Юлия II), около 1519–1536
Атлант (для гробницы Юлия II), около 1519–1536
Пробуждающийся раб (для гробницы Юлия II), около 1519–1536
Проект фасада церкви Сан-Лоренцо, около 1516–1520

Флоренция
1524–1532
1524–1527 — во Флоренции Микеланджело начинает работу над Капеллой Медичи и Библиотекой Лауренциана по заказу следующего Папы Римского Климента VII, также из семьи Медичи. Эти проекты свидетельствуют о переходе мастера к маньеристическому этапу его творчества: скульптуры и архитектура наполняются драматизмом, неустойчивостью, усиливается декоративное изящество. 

1527 — армия Карла V, короля Испании, Германии, императора Священной Римской империи, подвергает Рим катастрофическому разорению, какого не было со времён нашествия варваров. Этот момент знаменует собой окончание эпохи Высокого Возрождения.  Климент VII вынужден скрываться в замке Святого Ангела. Узнав о поражении «Папы Медичи», республиканские силы во Флоренции берут верх.


1527–1528 — в ожидании атаки ожидании атаки армии нового Папы Римского Климента VII, объединившейся с имперскими силами, республиканское правительство Флоренции назначает Микеланджело начальником фортификаций. Так, снова появляются препятствия для творчества мастера, с чем ему становится всё сложнее мириться. Ему приходится приостановить работу над капеллой и библиотекой и посвятить всё своё время защите города. 

1529–1531 — незадолго до того, как во Флоренцию вступают имперские силы, Микеланджело бежит из города. Его объявляют предателем. Вступивший в город Климент VII обещает ему защиту, если он продолжит работу над капеллой Медичи, что он и делает. 

Важные персоналии: 
Климент VII — Папа Римский в 1523–1534  
Карл V — король Испании, Германии, император Священной Римской империи 

Произведения периода: 
Капелла Медичи: День, Ночь, Утро, Вечер, Лоренцо Медичи, Джулиано Медичи, около 1521–1534
Скорчившийся мальчик, около 1524
Дух Победы, около 1532–1534
Брут, около 1538
Леда и лебедь, около 1530
Интерьер Библиотеки Лауренциана, около 1524–1534
Рим
1532–1564
1532 — Микеланджело возвращается в Рим, где проведёт всю оставшуюся жизнь. В это же время он знакомится с юным аристократом Томмазо деи Кавальери, который станет его музой и адресатом множества стихов и писем. 

1534–1541 — новый папа Павел III приказывает Микеланджело прекратить работу над надгробием Юлия II и расписать алтарную стену в Сикстинской капелле. Фреска «Страшный суд» становится апогеем развития маньеристических тенденций в творчестве мастера.

1541–1547 — дружба Микеланджело с Витторией Колонной, вдовой маркиза Пескара, влиятельной интеллектуалкой и поэтессой. Эта связь привносит в жизнь Микеланджело религиозно-мистические настроения.

1550 — первая публикация трактата Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», где творчество Микеланджело подано как вершина развития ренессансного искусства, а сам мастер – единственный упомянутый художник-современник автора.

18 февраля 1564 — Микеланджело умирает в Риме. Его племянник Леонардо увозит тело во Флоренцию. В церкви Санта-Кроче проходят похороны, на которых присутствует более ста художников.

Важные персоналии: 
Павел III — Папа Римский в 1534–1549  
Томмазо деи Кавальери — молодой римский аристократ, друг и муза Микеланджело
Виттория Колонна — вдова маркиза Пескара, интеллектуалка и известная религиозная поэтесса, подруга Микеланджело 
Джорджо Вазари — художник и писатель, создатель трактата «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
Леонардо Буонарроти — племянник Микеланджело и его наследник

Произведения периода: 
Страшный суд, около 1537–1541
Пьяцца дель Кампидольо, около 1538–1552
Рахиль, около 1542
Лия, около 1542
Гробница Юлия II, 1545
Палаццо Фарнезе, около 1545–1550
Обращение апостола Павла, около 1542–1545
Распятие Св. Петра, около 1545–1550
Порта Пиа, около 1561–1564
Собор Св. Петра, около 1545–1563
Флорентийская Пьета, около 1547–1555
Пьета Ронданини, около 1555–1564