Как менялся стиль Микеланджело-скульптора
от Высокого Возрождения к Позднему
Микеланджело своим творчеством задавал тенденции в развитии живописи и скульптуры. Без его работ невозможно представить искусство Высокого Возрождения, а поздний период его карьеры стал отправной точкой для целого художественного направления — маньеризма. В этой памятке на примере скульптур Микеланджело разбираемся, как менялось искусство мастера от Высокого Возрождения к Позднему.
Ключевые категории искусства Микеланджело
Позднее
возрождение
Высокое возрождение
Период
1521–1564
1491–1524
Произведение
Название
День, ок. 1521–1534
Христос с крестом, ок. 1514–1516
Трактовка человеческого тела
Дисгармоничная. Пропорции нарушаются: тела либо слишком вытянутые и изящные, либо слишком массивные, с чрезмерной проработкой мускулов. Так, в скульптуре «День» мышцы героя напряжены, хотя он не совершает никаких действий, требующих физических усилий.
Гармоничная. Внешне мощный облик персонажей соответствует их внутренней силе духа. Микеланджело использует правильные пропорции, ориентируясь на античную классику. В случае «Христа с крестом» мастер вдохновлялся статуей Аполлона Бельведерского: мощная героическая фигура Спасителя устойчива и полна внутреннего напряжения.
Характеристика движения
Движение в покое. Оживляя своих персонажей, Микеланджело наполняет их фигуры движением. Для этого он использует динамичные ракурсы и позы. Однако движение не нарушает гармонию и устойчивость фигур. Например, в работе «Христос с крестом» Иисус мягко склоняется в контрапосте и поддерживает драпировку левой рукой. Скульптура таким образом сочетает в себе динамику и покой.

Важный приём: Контрапост
Стремительное движение. Движение персонажей выходит из-под контроля, становится более взвинченным и драматичным. Тело «Дня» неправдоподобно скручено, поза теряет равновесие и устойчивость ради усиления динамики. Именно такая драматичная динамика становится главной характеристикой произведений Микеланджело.

Важный приём: s-образная фигура
Взаимодействие античного и христианского
Баланс. Христианские сюжеты и персонажи тесно связаны с античной эстетикой: иногда к скульптурам добавляются античные атрибуты и детали. Естественная красота обнажённого человеческого тела Христа отражает его величие и божественную красоту.
Дисбаланс. Усиливается христианская патетика, которая побеждает очарование гуманизмом и античностью. Микеланджело всё отчётливее транслирует через скульптуру идеи спасения и необходимости отречься от земных наслаждений. Поэтому даже «День» — вдохновлённый античностью аллегорический персонаж — выглядит меланхолично и обессиленно.