КАК ЗАПОМИНАТЬ ВАЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ
На лекции вы узнали, как мы запоминаем информацию и формируем привычки с точки зрения физиологии. А в этой памятке делимся практическими советами, как запоминать факты, даты и числа надолго.
памятка
МНЕМОТЕХНИКИ
Мы гораздо лучше запоминаем визуальную информацию: она запускает в нашем сознании ряд ярких ассоциаций. Поэтому основной принцип эффективного запоминания — подбирать яркие ассоциации к фактам, числам и словам, которые нужно запомнить. Помочь с этим могут особые приёмы — мнемотехники. Мы расскажем о самых известных из них. Но не забывайте: чтобы овладеть любым навыком, нужно тренироваться. Просто запомнить механизм действия приёмов недостаточно — нужно постоянно их применять.
Как запоминать числа
Запоминать числовую информацию, как показывают исследования, сложнее всего. Чтобы облегчить себе задачу, можно воспользоваться приёмом номерных или рифмованных ярлыков:
Рифмованные ярлыки
0. Король
1. Апельсин
2. Голова
3. Поппури
4. Яровые
5. Прядь
6. Честь
7. Тюлень
8. Осень
9. Реять
10. Уравновесить
Номерные ярлыки
0. Бублик
1. Кисть
2. Лебедь
3. Сердце
4. Яхта
5. Крюк
6. Хобот слона
7. Бумеранг
8. Снеговик
9. Флаг
10. Бита и мяч
Допустим, вам нужно запомнить год, когда американский психолог Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию за исследования в области нейроэкономики — 2002. Выберите для себя удобный тип ярлыков — рифмы или похожие изображения. А затем создайте историю, которая точно вам запомнится. Используйте образы цифр в том порядке, в котором цифры стоят в нужной дате.
Вуаля! Образ в вашем воображении достаточно нелепый, чтобы запомниться.
Например: «2002: голова слетела с плеч первого короля и второй король прицепил свою голову к шее покрепче».
Если нужно запомнить не одну дату, а всю хронологию развития нейроэкономики, на помощь придёт метод «дворец памяти». Возьмите очень хорошо знакомое место. Например, вашу квартиру или дорогу от метро до дома, и «наполните» его нужной информацией.
Как запоминать списки и последовательности
Допустим, вам нужно запомнить основные части головного мозга. Выберите для этого памятное место и решите, где что будет лежать. Например, на кухне мы поместим лобную кору. Обязательно выберите конкретную часть комнаты. Мысленно расположите кору рядом с предметом, который вы никогда не двигаете. Пусть она лежит на полке рядом со специями. Если вы не знаете, как выглядит лобная кора (что абсолютно естественно), представьте, как вы кладёте на полку кору дерева. В ванную поместим мозолистое тело. Положите на тумбочку для косметики мазь от мозолей и чётко зафиксируйте этот момент. Выбирайте образы, которые точно сработают. Продолжайте так до тех пор, пока вся квартира не будет «обставлена» частями мозга. Когда придёт время «достать» информацию из памяти, мысленно зайдите в квартиру и отыщите предметы.
Если не запоминаются только особо большие и сложные слова, можно разбить их на составные части и придумать образы к этим частям — как будто вы играете в «Крокодил» с друзьями. Например, вам нужно объяснить им слово «гиппокамп». Вы можете попытаться при помощи жестов изобразить конкретное место в полушарии, а можете показать гиппопотама и палаточный лагерь — от английского camping. Чем прочнее ассоциативная связка, тем легче будет запомнить слово.
Как запоминать тексты
Если же проблема не в отдельных словах, а в целых предложениях, можно воспользоваться методикой Станиславского. Разбить текст на куски и привязать к каждому тексту серию эмоций, «прочувствовать» каждое действие в тексте. Хорошо сработает со стихотворениями и сценариями.
Для небольших, но сложных или абзацев предложений можно придумать песенку — ритм и мелодия отлично помогают мозгу запоминать информацию.
ИНТЕРВАЛЬНЫЕ ПОВТОРЕНИЯ
Чтобы выученное не забывалось со временем, информацию нужно повторять с определёнными интервалами. Ещё в 1885 году это понял немецкий психолог Герман Эббингауз. Учёный решил провести эксперимент и выяснить, как долго в памяти испытуемого будет храниться только что полученная информация. Результаты эксперимента известны под названием «кривая забывания».
Выглядит она примерно так:
сохранённая информация
время после первого верного воспроизведения
Уже через 20 минут испытуемый воспроизводил только 58% процентов усвоенного. Но паниковать не стоит. Эксперимент проводился с информацией, которая не вызывала никаких ассоциаций. Нужно было запомнить последовательность бессвязных слогов наподобие «дыр бул щир». Нам же чаще всего приходится учить структурированную информацию. Так что всё уже не так плохо!
Когда повторять
Эббингауз предложил такую схему:
Схема Эббингауза хорошо подойдёт, чтобы знания не выветривались в первые несколько дней. А что, если информация должна сохраниться надолго или даже навсегда? Тогда подойдут многократные интервальные повторения по системе Лейтнера.
Разберём её работу на примере. Допустим, вы решили учить итальянский язык. Система покажет вам несколько карточек с новыми словами и рассортирует их по нескольким папкам (для простоты возьмём три).
  • Первое повторение: через 20 минут
  • Второе повторение: через час
  • Третье повторение: через 9 часов
  • Четвертое повторение: через 24 часа
В первой папке окажутся слова, в которых вы часто ошибаетесь. Во второй — более знакомые слова. А в третьей — слова, которые вы знаете очень хорошо.
Карточки из первой папки повторяются раз в день, из второй папки — каждые два дня, из третьей — каждые пять дней. Как только вы правильно переведёте слово из первой папки, оно отправится во вторую. И так далее. Если вы ошибаетесь в переводе, слово наоборот возвращается в папку с более частой выдачей. Так у вас появляется возможность уделить больше внимания трудным для вас словам и при этом не забыть про уже выученные.
Система подходит не только для запоминания новых слов — так можно учить формулы, команды для программирования, даты и любую другую информацию.
По системе Лейтнера работают многие приложения для запоминания. Например, Quizlet. Можно заполнить карточки самостоятельно или взять готовый пакет у других пользователей. Программа сама подберёт режим повторения.
Простое перечитывание конспектов не так эффективно, как действия, которые заставляют нас «доставать» из памяти нужную информацию. Одним из вариантов может быть повторение по методу Фейнмана.
Как повторять
Суть простая: расскажите выученное человеку, который ничего об этом не знает. Прямо как в школе, когда мама заставляла пересказывать ей параграфы из учебника. Когда будете рассказывать материал, вам придётся объяснять сложное простыми словами. Это поможет структурировать информацию и закрепить понимание на более глубоком уровне.
Если рядом никого нет, можете просто написать небольшое эссе. Так вы не только повторите информацию, но и сделаете удобный конспект, которым можно поделиться с друзьями.
Ещё один вариант — тестирование. На помощь опять могут прийти приложения. Тот же Quizlet составит для вас тест по пройденным карточкам. Вы сами тоже можете использовать конструктор тестов, чтобы составить для себя задания (это, кстати, тоже помогает структурировать материал) и вернуться к ним через пару месяцев. Один из таких бесплатных конструкторов — LearningApps.