Супрематизм (1915–1918 гг.) — главный результат творческого развития Малевича. Это модернистское направление беспредметного искусства стоит в одном ряду с лирической абстракцией Василия Кандинского, неопластицизмом Пита Мондриана и другими индивидуальными опытами. В этой памятке мы разложим супрематическую живопись Малевича на элементы и разберём их метафизическое значение.
Супрематизм: живопись абсолюта
Казимир Малевич
Супрематизм: про что это?
Для Малевича супрематизм — это полное освобождение творческих идей от образов реального мира. Вот как художник рассуждал о смысле «Чёрного квадрата»:
«Никто над этим не думал, и поэтому я, занятый вглядыванием в тайну его чёрного пространства, которое стало какой-то формой нового лика супрематического мира, сам возведу его в дух творящий… вижу в этом то, что когда-то видели люди в лице Бога, и вся природа запечатлела образ его Бога в облике, подобном человеческому, но если бы кто из седой древности проник в таинственное лицо чёрного квадрата, может быть, увидел бы то, что я в нём вижу».
Согласитесь, звучит очень загадочно!
То есть для Малевича супрематические формы были связаны совсем не с эстетикой. Как образы с крестьянских икон вдохновляли художника в юности, так и супрематические фигуры казались ему совершенными и приобретали для него религиозное значение.
Как смотреть супрематическую живопись Казимира Малевича?
Обратите внимание на чистый белый фон. Погрузитесь в космическую бездну с мощным напряжением. Именно в этом пространстве существуют все элементы супрематической живописи. Такой фон, по мнению Малевича, создаёт ощущение безграничности и возможности беспредельного движения. «Разбирая холст, мы, прежде всего, видим в нём окно, через которое обнаруживаем жизнь… Супрематическое бесконечное белое даёт лучу зрения идти, не встречая себе предела».
Рассмотрите геометрические формы. Композиция картины строится из простых геометрических форм. Какие они? Поражают своим разнообразием? Или, наоборот, композиция складывается всего из нескольких фигур? Малевич не копировал реальный мир, а создавал свой и заполнял его новыми формами: «В искусстве Супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры... Каждая форма свободна и индивидуальна. Каждая форма есть мир. Всякая живописная плоскость живее всякого лица, где торчат пара глаз и улыбка». Попробуйте вглядеться в игру этих форм и понаблюдайте за их взаимодействием.
Прочувствуйте каждый цвет. Супрематические картины Малевича нельзя представить без ярких цветов. Контрастируют ли они между собой? Или скорее дополняют друг друга? Малевич писал: «Цвет должен выйти из живописной смеси в самостоятельную единицу — в конструкцию… индивидуальной независимости». Разные цвета оживляют формы на картинах Малевича и тоже влияют на наше восприятие композиции.
Проследите связь между фоном и геометрическими фигурами. Все элементы супрематической картины объединяются в единое целое. Их связывает общий ритм. Эти фигуры и формы движутся и пересекаются подобно загадочным небесным телам в космическом пространстве. Чувствуете ли вы динамику и взаимное тяготение объектов друг к другу? Или в композиции доминирует всепоглощающее пространство? Малевич так описывал эффект от своих супрематических работ: «Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно. В человеке, в его сознании лежит устремление к пространству».
Супрематическая композиция, Казимир Малевич, 1916
Итак, на супрематических картинах Малевича между геометрическими фигурами возникает динамика за счёт их расположения, размера и цвета. Они пересекаются и наслаиваются друг на друга, но находятся в гармонии. Фигуры парят в белом пространстве фона — в бесконечной Вселенной. И если хорошенько в них всмотреться, возможно, получится увидеть то же, что видел Казимир Малевич.