Казимир Малевич знаменит благодаря супрематическому «Чёрному квадрату», и к своему шедевру художник последовательно шёл четверть века. Удивительно, но период супрематизма в творчестве художника при этом длился всего пару лет! Основав новое направление, Малевич не остановился и продолжил эксперименты. А в поздний период и вовсе вернулся к «корням» — и по-новому подошёл к фигуративной живописи. В памятке собрали все этапы развития стиля мастера. Разберёмся, как менялись цвет и форма на картинах Малевича, когда художник стремился к беспредметности, а затем отдалялся от нее.
Эволюция стилей
Казимир Малевич
Портрет члена семьи художника, ок. 1906
Форма: складывается из отдельных мазков разных цветов, предметы вдали могут быть переданы несколькими мазками.

Цвет: более чистые и яркие цвета, художник не ищет тончайший оттенок, чтобы передать реальность, а смело кладёт цвета на холст, делает цветные тени.

Путь к беспредметности: роль цвета постепенно выходит на первое место, хотя он всё ещё служит передаче впечатлений от реального мира. Конкретные предметы в то же время растворяются, мы не видим их отчетливо и фотографично.
Дуб и дриады, ок. 1908
Форма: Малевич перестаёт уделять внимание деталям, образы на его картинах становятся упрощёнными, изображение лишается объёма и становится плоским, предметы выписаны контуром, а не прописаны детально.

Цвет: передаёт не реалистичную обстановку, а мистическое настроение; бывает подчёркнуто декоративным.

Путь к беспредметности: изображение теряет объём и становится плоским.
+
сер. 1900-х
Символизм и модерн
+
1900 – 1910
Импрессионизм
Реализм
1890 – 1900
+
Форма: стремящиеся к реализму объёмные формы фигур, иногда с плоско переданной одеждой, которая повторяет геометрические формы супрематизма.

Цвет: от натуралистичных до подчёркнутоярких и чистых, как в супрематизме.

Путь от беспредметности: фигуры становятся полностью объёмными, отчасти подробно копируют реальность, от супрематизма остаются только детали.
Голова современной девушки, 1932
+
нач. 1930-х
Реализм
+ неоклассицизм
Форма: возвращение к предметам из реальности — пейзажи, люди, дома и т.д.; плоские, похожие на геометрические фигуры формы тела и глубина пространства; есть горизонт, чётко обозначено небо.

Цвет: сопоставление плоскостей синего, жёлтого, красного, чёрного, зелёного и белого и других цветов, а также цветные градиенты.

Путь от беспредметности: художник возвращается к фигуративной живописи, но пишет людей, животных и природу чистыми яркими красками и простыми формами.
Марфа и Ванька, 1929
+
1928 – 1932
Постсупрематизм
Форма: простые и плоские геометрические формы.

Цвет: яркие и однотонные .

Беспредметность достигнута: форма и цвет обрели чистоту и самостоятельность.
Супрематизм, 1915
+
1915 – 1918
Супрематизм
Форма: на смену раздробленных предметов реальности пришли абстрактные геометрические плоскости, в которых уже нет ассоциаций с реальным миром.

Цвет: ничего не описывает, только заполняет плоскости.

Путь к беспредметности: Малевич находит свой, новый «реализм». Его источник — не реальный объект, а воля художника. Сюжет полностью исчезает. Мы видим некую идею, концепт, новый смысл, выраженный в нужных художнику формах.
Дама на остановке трамвая, 1913
+
1913 – 1914
Кубофутуризм и алогизм
Форма: разложена на части, становится всё более отвлечённой. Сначала Малевич разрабатывает уникальное направление, когда все предметы реального мира строятся словно из цветных листов металла геометрических форм. Но потом художник ещё больше дробит её.

Цвет: важны соотношения цветов и ритмические повторы оттенков на картине.

Путь к беспредметности: цвет и форма становятся всё более отвлечёнными и самостоятельными элементами. Они ещё больше отрываются от реального предмета и сюжета.
Музыкальный инструмент, 1913
+
1912 – 1913
Кубизм
Форма: художник не стремится к анатомической точности, он упрощает движения, утрирует позы.

Цвет: яркий, произвольный, заливает общие контуры.

Путь к беспредметности: на картине цвет играет определяющую роль, а не следует натуре. Объёмы предметов становятся упрощёнными и передают видение художника, а не копируют натуру.
Аргентинская полька, 1911
+
1910 – 1912
Фовизм и неопримитивизм
1890 – 1900
Реализм
Нам неизвестны ранние работы Малевича, написанные до того, как он переехал в Москву. Но в этот период он успел год проучиться в Киевской рисовальной школе, где познакомился с реалистической живописью. В 1896 году художник вместе с семьёй переехал в Курск, нашёл работу, но не забросил искусство. Писал с натуры, создавал эскизы гипсов и гулял по деревням, чтобы запечатлеть пейзажи. В ранних работах Малевич стремился к реализму в духе Шишкина и Репина, то есть старался максимально точно передать цвета и формы, как в жизни.
1900 – 1910
Импрессионизм
Именно в этот период начался путь Малевича к супрематизму. Художник увидел, что импрессионизм «освобождает» живопись от власти предмета. Зритель в первую очередь обращает внимание не на сюжет, а на краски и мазки. И только затем может разглядеть реальный объект, который изображён на полотне. Это было то, чего искал Малевич. Он и сам стремился «так посеять живопись, чтобы предмет затерялся» и чтобы зритель сначала видел форму и цвет, а потом уже «тазы, тыквы, горшки, груши, кувшины». Художник начал экспериментировать и создавать импрессионистские работы.
сер. 1900-х
Символизм и модерн
Это очень короткий период, который сам Малевич впоследствии не включал в свою эволюцию. Тем не менее, именно в его экспериментах на пересечении символизма и модерна можно впервые наблюдать, как передний план будто сливается с фоном. Пространство теряет глубину, становится плоским — это характерная черта модерна, которую перенимает художник. Цвета при этом часто выполняют символическую функцию — например, создают таинственное, загадочное настроение. В этот период Малевич понимает, что за простой формой может скрываться глубокая философская идея.
1910 – 1912
Фовизм и неопримитивизм
Начиная с 1910 Малевич стал искать вдохновение в работах европейских мастеров. Их картины можно было увидеть в особняке известного коллекционера Сергея Щукина. Здесь можно было посмотреть на подлинники Сезанна, Ван Гога, Гогена, а также Матисса и Пикассо.

У фовистов Малевич научился отношению к цвету: люди и предметы у Матисса были написаны ещё более нереалистичными оттенками, чем у импрессионистов. Малевич понял: выбор красок должен зависеть исключительно от настроя художника. Благодаря неопримитивизму в этот же период композииции и образы на картинах Казимира стали более простыми и схематичными, как на старинных русских лубках. В тоже время живопись оставалась фигуративной: в изображениях узнавались природа, люди, дома.

1912 – 1913
Кубизм
Кубизм в творчестве Малевича стал ещё одним шагом к освобождению живописи от власти предмета. Кубисты мысленно разбирали предметы на простейшие геометрические фигуры и собирали их заново на холсте, иногда в таком виде, что было трудно понять, каким был прообраз. Это направление и период своего творчества Малевич выделял особенно: «В нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую с её смыслом, сущностью и назначением. Вещи, предметы в реальном мире — исчезли как дым для новой культуры искусства».
1913 – 1914
Кубофутуризм и алогизм
Если в кубизме Малевич ценил деконструкцию предмета и высвобождение форм и элементов, то футуризм открыл ему «красоту скорости». Художник писал: «При передаче движения цельность вещей исчезла, так как мелькающие их части скрывались между бегущими другими телами». С помощью многократного повторения элементов кубофутуристы достигают эффекта движения. Собаки семенят лапами, трамваи движутся вперед, у станка крутятся лезвия. Всё это ещё больше размывает композицию, что не может не радовать Малевича. Кроме того, чтобы «освободить» своё творчество, художник экспериментирует с нарушением логических связей между объектами в рамках ещё одного течения: алогизма.
1915 – 1918
Супрематизм
Супрематизм — квинтэссенция творческого гения Малевича. Художник провозгласил главенство чистых форм и цвета, которые не изображают ничего, кроме самих себя. Они несут особую миссию и воплощают идею абсолютного, чистого творчества. Сам Малевич считал супрематизм высшей формой развития живописи: «До него были наивные уродства и копии натуры».
1928 – 1932
Постсупрематизм
В 1929 году Малевич организовал выставку своих работ. Художник хотел повторить наш маршрут и показать эволюцию своего творчества от импрессионизма к супрематизму. Однако у него было слишком мало ранних работ и художник решил восполнить этот пробел и нарисовать новые, но в старом стиле. Конечно, это было невозможно. Работы этого периода относят к постсупрематизму. В них снова появляется предмет, а также объединяются элементы кубизма, неопримитивизма и цветовая палитра супрематизма.
нач. 1930-х
Реализм + неоклассицизм
С конца 1920-х годов и до конца жизни Малевич жил в сложной политической обстановке. Советское государство больше не нуждалось в нём и его картинах. Художника обвиняли в шпионаже и забирали на допросы. Его картины запрещали и не допускали к выставкам. Во многом это побудило его обратиться к реалистической живописи. Во-первых, он продавал эти работы в музеи и мог жить и творить на вырученные деньги. Во-вторых, более традиционное искусство вызывало меньше вопросов, а через него по-прежнему можно было рассказывать о том, что волновало художника.  И, наконец, у оставшегося в изгнании Малевича была потребность в общении. Живопись реализма, например, портреты, позволяла больше общаться и передать не только облик, но и внутреннее состояние героев.