От Адмиралтейской
В первой трети XIX века в этом доме жила княгиня Наталья Петровна Голицына. Именно её представлял Пушкин, когда описывал в «Пиковой даме» старуху-графиню, хранительницу секрета трёх карт. Княжна прожила больше 90 лет и была «фрейлиной при дворе четырёх императоров». Какой же была эта женщина, если Пушкин наделил её чертами довольно неприятного персонажа?

В 1830-е годы, когда Пушкин писал свою повесть, Голицыной было уже за 80. Она вела себя надменно, а выглядела сурово: на её лице отросли волосы, за что женщну прозвали «Усатой княгиней». В обществе княгиню уважали: когда юная девушка начинала выходить в свет, её везли на поклон к Голицыной. Молодые гвардейские офицеры воспринимали её как начальство.

После публикации «Пиковой дамы» Пушкин писал в дневнике: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся». Образ старухи из произведения Пушкина стал прочно ассоциироваться со старой княгиней Голицыной, и дом, принадлежавший ей, прозвали «домом Пиковой дамы».
Согласитесь, довольно просторное здание? Удивительно, но всё оно принадлежало одной лишь балерине — Екатерине Телешевой. Её талантом и красотой восхищались художники и поэты. Александр Грибоедов посвятил ей строки «О кто она? — Любовь, Харита...», Орест Кипренский написал её портрет, а Карл Брюлов наделил её чертами свою «Итальянку у Фонтана».

В 1820–1830-е годы Телешева была одной из ведущих балерин Большого театра. В 40-е годы за выслугу в театре более 15 лет она получила статус почётного гражданина города, вскоре был построен и этот дом. Завершив карьеру в театре, Телешева сделала дом доходным: комнаты и квартиры в здании можно было снять.
Это здание — гостиница «Англетер», которую построили в 1988–1991 годах. Однако снаружи и внутри здание воссоздано по образу «Англетера», возведённого ещё в XIX веке. В этой гостинице останавливались писатели Антон Чехов, Александр Куприн и Андрей Белый, поэт и прозаик Осип Мандельштам. Здесь бывали американский журналист Джон Рид и американская танцовщица Айседора Дункан. В декабре 1925 года здесь оборвалась жизнь поэта Сергея Есенина.
Дом Пиковой Дамы
Малая Морская, 10
Малая Морская, 16
Дом балерины Телешевой
Малая Морская, 24
Гостиница «Англетер»
Здесь в конце XIX — начале XX работал ресторан «Вена». Его окна выходили на Гороховую улицу. Заведение было масштабным: каждый день в «Вене» завтракало до 500 человек. Среди посетителей — писатели Аркадий Аверченко и Леонид Андреев, Максим Горький и Александр Куприн, поэт Александр Блок и оперный певец Фёдор Шаляпин.

В то же время это место отмечено и трагическим событием: в 1893 году в квартире на пятом этаже здания умер композитор Пётр Ильич Чайковский. Он приехал в Петербург на премьеру своей симфонии и остановился здесь, в квартире брата Модеста. Во время пребывания в городе Чайковский заразился холерой и скоропостижно скончался.
Этот особняк в XIX — начале XX века принадлежал семье Набоковых. В этом доме в 1899 году родился писатель и поэт Владимир Набоков. Здесь же он провёл детство и юность — вплоть до 1917 года.

Набоков называл дом на Большой Морской «единственным домом в мире»: после отъезда из Петербурга в ноябре 1917 года у него никогда больше не было собственности во владении. Образ дома присутствует в стихотворениях и прозаических произведениях автора. Подробнее всего — в автобиографической книге «Другие берега».

Первый этаж дома был отведён под столовую, библиотеку и телефонную комнату. Из вестибюля уходила наверх мраморная лестница с витражами в окнах. На втором этаже находились комнаты родителей, будуар с эркером. На третьем — комнаты детей.
Сегодня в здании находится музей писателя.
Ресторан «Вена», последний адрес Петра Ильича Чайковского
Малая Морская, 13
Большая Морская, 47
Дом Набокова
Дом возведен в 1817-1820 гг. для князя А. Я. Лобанова-Ростовского архитектором Монферраном. Треугольное в плане здание обращено главным фасадом к Адмиралтейскому проспекту. Главный фасад украшен 8-колонным портиком, по сторонам центральной арки — беломраморные фигуры львов (скульптор П. Трискорни). Фасад, обращенный к Исаакиевской площади, не менее важен — поэтому он почти повторяет главный. А вот фасад по Вознесенскому проезду решен более скромно.

Парадные помещения дома находятся во втором этаже. По проекту Монферрана здесь должны были располагаться обширные залы и даже небольшой театр, но проект не был осуществлен, интерьеры получили более скромную отделку. Сохранилась только первоначальная отделка вестибюля и парадной лестницы.
В 1836 году этот особняк по заказу Демидова перестраивает архитектор Монферран. Он украшает парапет одноэтажной части особняка тремя панно: «Франциск I у умирающего Леонардо да Винчи», «Микеланджело показывает папе Павлу III проект собора Святого Петра» и «Карл I подаёт Тициану кисть». По задумке, они должны были показывать внимание властителей к мастерам искусств. К первым Монферран причислял Демидовых, ко вторым себя.

Над парапетом была установлена скульптура с гербом Демидова. Слева перед трёхэтажным корпусом располагается терраса. Её украшали ныне утраченные барельефы на темы басен Лафонтена: «Заяц и черепаха», «Волк и овца», «Лев и мышь», «Обезьяна и дельфин» и «Две змеи». Асимметричность и сочетание в фасаде особняка разных форм в 1830-х годах было в диковинку для Петербурга, привыкшему к строгим классическим формам зданий.
Треугольное здание
Вознесенский просп., 1
Большая Морская ул., 45
Три панно