Гид по вселенной
Акира Куросава
Кто вдохновлял режиссёра
Достоевский был любимым писателем Акиры Куросавы. А фильмы японского режиссёра с произведениями русского классика сближает гуманистический посыл. Работы Куросавы тоже наполнены состраданием и добротой.
Фёдор Достоевский, писатель
«Идиот», реж. Акира Куросава, 1951
Куросава очень любил творчество художников-постимпрессионистов. Большое влияние на авторский стиль японского режиссёра оказали работы Винсента Ван Гога. Куросава вдохновился нереалистичной манерой письма нидерландского художника, когда сам начал работать с цветом.
Винсент Ван Гог, художник
«Тень воина», реж. Акира Куросава, 1980
Джон Форд, режиссёр
Форд — любимый режиссёр Куросавы. Именно он разработал и довёл до совершенства изобразительную систему вестерна. А Куросава учился режиссуре в том числе на грамматике вестернов. И в своих эпических фильмах нередко повторял раскадровку Форда.
«Дилижанс», реж. Джон Форд, 1939
Лучшие фильмы
Самое серьёзное высказывание
«Жить», 1952

Берлинский кинофестиваль:
специальный приз Берлинского сената.
Самый прорывной фильм
«Расёмон», 1950

Оскар:
специальная премия за лучший фильм на иностранном языке.

Венецианский кинофестиваль:
– Золотой лев
– Премия итальянских критиков
Первый фильм на важную тему
«Пьяный ангел», 1948
Дебютный фильм
«Легенда о великом мастере дзюдо», 1943
Как работал над сценарием
Объединяет в своих фильмах элементы западной и восточной культур
Адаптирует сюжеты мировой литературы под японский контекст
«Телохранитель», 1961
«Ран», 1985
Несмотря на то, что место действия — Япония, а главный герой — бывший самурай, фильм снят в стиле вестерна. Например, перед финальной дуэлью герой стоит на пыльной улице среди деревянных домов. Такой кадр есть в каждом втором классическом вестерне.
Это экранизация «Короля Лира» Уильяма Шекспира. Правда, у Куросавы вместо дочерей Лира действуют сыновья. Режиссёр внёс изменения в систему персонажей, потому что место женщины в традиционной японской культуре — за спиной мужчины. Японцы не стали бы смотреть фильм, в котором три принцессы сражаются за трон.
О чём снимал
Традиционные для Японии боевые искусства
Классовое неравенство
Критика японского общества
«Легенда о великом мастере дзюдо», 1943
«Рай и ад», 1963
«Жить», 1952
Это история о молодом талантливом парне, который начал изучать боевые искусства. Отдельное внимание в фильме уделяется сценам боя, которые Куросава снимает с особой любовью и большим мастерством.
У солидного бизнесмена похитили сына и требуют выкуп. В финале фильма одного из преступников удалось поймать. Свой поступок он объясняет тем, что жил в нищете, смотрел на райскую жизнь бизнесмена и мечтал, чтобы тот хотя бы на несколько дней разделил страдания бедных людей.
Мелкий чиновник узнаёт, что смертельно болен. Это заставляет его полностью пересмотреть свою жизнь. Он тридцать лет перекладывал бумажки с места на место, был винтиком в бюрократической машине, не принося никакой пользы миру. Так Куросава критикует японское общество за культ трудоголизма. Японцы годами не берут отпуск и работают на износ.
Борьба с агрессивными проявлениями западной культуры
«Телохранитель», 1954
Куросава выступает против навязывания агрессивных элементов западной культуры, поэтому в руках положительного героя — меч, оружие честного воина. А его враги вооружены ружьями и пистолетами, завезёнными европейцами.
Главные герои фильмов
Бедные люди
Объёмные, неоднозначные персонажи
«Пьяный ангел», 1948
«Красная борода», 1965
В центре истории — подпольный доктор Санада, который живёт в трущобах среди бандитов и нищих, но продолжает лечить людей. Куросава восхищается его самоотверженностью и подчёркивает, что его сложная судьба — это вина не самого героя, а общества в целом.
Врач по прозвищу Красная борода возглавляет больницу в одном из бедных кварталов. Там лечат нищих, проститок и бандитов. Куросава показывает его неоднозначно. С одной стороны, Красная борода очень жёстко обращается с пациентами, с другой — выступает этаким Робин Гудом. Лечит бедняков бесплатно, но с чиновников и членов мафии берёт неимоверные деньги.
С кем любил работать
Актёр, который постоянно играл в фильмах Куросавы, например, исполнял роль старшего друга, отца или мудрого советчика.
Такаси Симура

Любимый актёр Куросавы, который поражал режиссёра своей экспрессивностью и невероятной пластикой.
Тосиро Мифунэ
Талантливый оператор, который снял с Куросавой 11 фильмов.
Асакадзу Накаи
Особенности съёмки
Подвижная камера, которая отражает масштабность сцены
#стиль
#цвет
«Семь самураев», 1954
«Семь самураев», 1954
«Под стук трамвайных колёс», 1970
#движение камеры
Длиннофокусная оптика
Богатая и нереалистичная цветовая палитра
Сбалансированная композиция кадра: горизонтальные линии и доминирующая вертикаль строго посередине
#стиль
#стиль
«Расёмон», 1950
«Ран», 1985
«Телохранитель», 1961
#композиция
Съёмка масштабных сцен на несколько камер одновременно
Оригинальные метафоричные кадры
Рапид в боевых сценах
«Семь самураев», 1954
#стиль