Василий Кандинский
Василий Кандинский прожил долгую и насыщенную творческими открытиями жизнь. За 78 лет он сменил три страны и несколько стилей. В этой памятке рассказываем, как сменялись периоды в жизни художника: кто влиял на его творчество, к каким жанрам он обращался и как пришёл к абстракции.
Эволюция стиля
Ахтырка. Красная церковь, 1908
Жанры: фигуративные картины — пейзажи и символические композиции. Многие из них написаны под влиянием немецкого и русского фольклора.

Цвета: яркие и чистые.

Формы: строятся с помощью цветовых пятен, в которых к концу периода всё сложнее различимы какие-то реальные образы и предметы. Главное для Кандинского — создать особое настроение в работе, а не передать реальность.

Влияния: символизм, импрессионизм.
Импровизация 35, 1914
Жанры: религиозные картины, пейзажи и абстрактные композиции, в которых иногда угадываются очертания образов реальности.

Цвета: В картинах укрепляется первостепенное значение цвета, композиции строятся на контрастых цветах и перетекающих друг в другах оттенках.
Каждый цвет художник связывает с определённым настроением. Например, жёлтый обозначает тревогу, а синий наоборот успокаивает.

Формы: чёрные мощные контуры, волнистые линии и плоскости.

Влияния: экспрессионизм.
Сумеречное, 1917
Жанры: Кандинский развивает свой абстрактный язык, но иногда пишет импрессионистические пейзажи и романтические фантазии.

Цвета: после событий 1917 года палитра на время становится более тёмной и сумеречной, но постепенно художник возвращается к привычной яркости.

Формы: упрощаются, на холстах появляется больше кругов и треугольников.

Влияния: русский авангард.
Без названия, 1922
Жанры: абстракции, отказ от фигуративной живописи.

Цвета: яркие и чистые, палитра насыщается холодными гармониями.

Формы: становятся строгими и геометричными — композиция строится на взаимодействии чётко очерченных волнистых линий, треугольников и кругов, которые Кандинский считает совершенными формами.

Влияния: Баухаус, русский авангард.
Полосатое, 1934
Жанры: абстрактные композиции.

Цвета: приглушённые, выверенные. Художник играет с тончайшими нюансами оттенков.

Формы: чётко очерченные, геометрические и абстрактные, похожие на биоморфных существ (например, на бактерий).

Влияния: биоморфный сюрреализм Жоана Миро.
+
1910 – 1914
«Синий всадник и открытые абстракции
+
1914 – 1922
Возвращение в Россию
+
1933 – 1944
Париж
+
1896 – 1910
Ранний период
+
1922 – 1933
Баухаус
1896 – 1910
Ранний период
В 30 лет Василий Кандинский принимает решение оставить научную карьеру и заняться живописью. Он отправляется в Мюнхен. Сначала художник учится в частной школе Антона Ажбе: там он постигает основы работы с композицией, линией и формой. Затем он поступает в Мюнхенскую академию художеств, где учится у Франца фон Штука, от которого перенимает интерес к символизму.
1910 – 1914
«Синий всадник» и открытие абстракции
Вместе со своим другом Францем Марком Кандинский организует в Мюнхене художественную группу «Синий всадник». Стиль художника быстро развивается, Кандинский создаёт первую в истории живописи абстрактную работу.
1914 – 1922
Возвращение в Россию
Из-за Первой мировой войны Кандинскому приходится вернуться в Россию, где вскоре художник застаёт революцию. Тяжёлая жизнь в послереволюционной России и смерть сына сказываются на способности Кандинского творить — он почти не пишет. Зато в эти годы Кандинский сотрудничает с советскими властями: участвует в создании провинциальных музеев, преподаёт в Художественных мастерских и основывает Институт художественной культуры. Попадает под влияние художников русского авангарда — особенно Казимира Малевича и Алексанра Родченко. В его абстракциях становится меньше плавных изогнутых линий и больше чётких геометрических фигур, меньше градиентов и больше локальных цветов.
1922 – 1933
Баухаус
Кандинский принимает предложение Вальтера Гропиуса стать преподавателем в немецкой школе Баухауса. Вместе с женой Ниной Андреевской возвращается в Германию, развивает свои теоретические идеи об искусстве и делится ими со студентами. Фигуры в работах Кандинского становятся ещё более чёткими и геометричными — это близко идеям Баухауса, который ищет простоту и функциональность в искусстве.
1933 – 1944
Париж
Василий и Нина Кандинские вынуждены покинуть Германию из-за прихода к власти националистов. В Париже художника принимают холодно, там сияют свои звёзды. Кандинский работает уединённо, его искусство не пользуется большой популярностью. Художника вдохновляет живопись сюрреалиста Жоана Миро, по его влиянием Кандинский начинает создавать биоморфные абстракции.