Василий Кандинский
Василий Кандинский прожил долгую и насыщенную творческими открытиями жизнь. За 78 лет он сменил три страны и несколько стилей. В этой памятке рассказываем, как сменялись периоды в жизни художника: кто влиял на его творчество, к каким жанрам он обращался и как пришёл к абстракции.
Эволюция стиля
Ахтырка. Красная церковь, 1908
Жанры: фигуративные картины — пейзажи и символические композиции. Многие из них написаны под влиянием немецкого и русского фольклора.

Цвета: яркие и чистые.

Формы: строятся с помощью цветовых пятен, в которых к концу периода всё сложнее различимы какие-то реальные образы и предметы. Главное для Кандинского — создать особое настроение в работе, а не передать реальность.

Влияния: символизм, импрессионизм.
Импровизация 35, 1914
Жанры: религиозные картины, пейзажи и абстрактные композиции, в которых иногда угадываются очертания образов реальности.

Цвета: В картинах укрепляется первостепенное значение цвета, композиции строятся на контрастых цветах и перетекающих друг в другах оттенках.
Каждый цвет художник связывает с определённым настроением. Например, жёлтый обозначает тревогу, а синий наоборот успокаивает.

Формы: чёрные мощные контуры, волнистые линии и плоскости.

Влияния: экспрессионизм.
Сумеречное, 1917
Жанры: Кандинский развивает свой абстрактный язык, но иногда пишет импрессионистические пейзажи и романтические фантазии.

Цвета: после событий 1917 года палитра на время становится более тёмной и сумеречной, но постепенно художник возвращается к привычной яркости.

Формы: упрощаются, на холстах появляется больше кругов и треугольников.

Влияния: русский авангард.
Без названия, 1922
Жанры: абстракции, отказ от фигуративной живописи.

Цвета: яркие и чистые, палитра насыщается холодными гармониями.

Формы: становятся строгими и геометричными — композиция строится на взаимодействии чётко очерченных волнистых линий, треугольников и кругов, которые Кандинский считает совершенными формами.

Влияния: Баухаус, русский авангард.
Полосатое, 1934
Жанры: абстрактные композиции.

Цвета: приглушённые, выверенные. Художник играет с тончайшими нюансами оттенков.

Формы: чётко очерченные, геометрические и абстрактные, похожие на биоморфных существ (например, на бактерий).

Влияния: биоморфный сюрреализм Жоана Миро.
+
1910 – 1914
«Синий всадник и открытые абстракции
+
1914 – 1922
Возвращение в Россию
+
1933 – 1944
Париж
+
1896 – 1910
Ранний период
+
1922 – 1933
Баухаус