Как развивалось ювелирное искусство
За 1500 лет ювелирное искусство проделало путь от попыток соединить в одном украшении два вида металла до создания настоящих произведений искусства. Сильно изменились заказчики и их вкусы, материалы и мастера, но желание человека украшать себя осталось неизменным. В памятке разберёмся, как развивалось ювелирное искусство в Европе и какие украшения были в моде в разные эпохи.
Нажмите на предмет, чтобы узнать краткую информацию о нем.
Европа Раннего средневековья — время, когда континент был разделён на племена и народности, каждая из которых независимо от других развивала технологии и осваивала новые материалы. Например, вестготы активно работали с бронзой, стеклом и перегородчатыми эмалями; викинги — с золотом; кельты — с медью и бронзой; франки сочетали в украшениях золото, серебро и разноцветные камни. Часто в украшениях разных стран встречались христианские символы.
Варварские королевства
Западная Европа
Первая Христианская империя
Западная Европа
Карл Великий, став императором большей части Западной Европы в 800 году, создал первую христианскую империю. Он и его наследники, хотя и конкурировали с римскими папами за сферы влияния, ставили религию очень высоко в своём государстве. В связи с этим Карл пытался возродить античные традиции и объединить их с христианскими ценностями. Ювелирное искусство тоже следовало этим тенденциям: ювелиры пытались возродить античные техники, наблюдался подъём качества материалов и мастерства, а также активный обмен опытом и ювелирными изделиями с наследницей Римской Империи, Византией.
Романика и Готика
Западная Европа
В период Зрелого средневековья Европа была разделена на разные династии и империи, но объединена религией — христианством. Его влияние вышло за пределы церкви, христианство заняло важное место в светской и политической жизни Европы. Ювелирное искусство тоже стало прославлять бога. Из-за этого появился целый ряд новых объектов ювелирного искусства, которые связаны именно с культовой деятельностью.
Ювелирное искусство Византии
Византия
Византия, наследница Римской империи, долгое время сохраняла исключительное положение на востоке Европы. Византийские ювелиры могли работать с широким ассортиментом металлов и камней благодаря непосредственному доступу к местам их добычи. Среди материалов, с которыми работали византийцы — золото, серебро, жемчуг, сапфиры, кварц, аметист. Ювелирное дело активно развивалось благодаря христианской церкви, в светских украшениях тоже часто встречалась религиозная символика.
Ренессанс
Италия
Эпоха Возрождения заново открыла для европейцев Античность, почти полностью забытую в Средневековье. В моду вошли ювелирные изделия в античном стиле. Технологии Возрождения тесно связаны и эпохой Великих географических открытий: новые материалы и технологии привозили из дальних стран. С дальними странами, морем и путешествиями стал ассоциироваться жемчуг. Эмаль становилась качественнее и изящнее. Развивалась технология резьбы по камню.
Маньеризм
Италия
После строгого и лаконичного Ренессанса эпоха маньеризма, или протобарокко, стала пиком пышности и роскоши в ювелирном искусстве. Это проявлялось и в выборе материалов, и в дизайне ювелирных изделий. Мастера сочетали самые разные материалы и фактуры: металлическое плетение, эмаль, камни и жемчуг.
Барокко
Франция, Италия, Испания
Барокко — стиль эпохи абсолютной монархии XVII века. Влечение к роскоши в этот период набирало обороты и стало ассоциироваться с могуществом власти. От дворца до каблука ботинок — всё должно отражать могущественную власть монарха. Поэтому помпезность, парадность и роскошь — основные характеристики предметов ювелирного искусства этого времени. С помощью массивных деталей и крупных камней мастера подчёркивали статус владельцев украшений.
Рококо
Франция и другие страны Европы
Помпезное барокко сменилось более лёгким и мягким рококо — стилем изящества и флирта. Стал важен эффект, который производит предмет, а качество материалов и размер камней отошли на второй план. Ювелиры начали отступать от привычных форм украшений и пробовали имитировать драгоценные камни. Если цветок красив, то уже не важно, из чего он сделан.
Просвещение
Франция, Англия, США
Эпоха Просвещения — это время, когда Франция, а затем и вся Европа задавалась философскими вопросами о месте человека в обществе и природе. Эти размышления привели к тому, что разум стал главенствовать над чувствами, точные науки — над искусствами. Ювелиры старались встроить в свои изделия последние изобретения инженеров, использование механизмов в ювелирном деле стало отличительной чертой эпохи. Функциональность и сложность исполнения — основа творчества мастеров Просвещения.
Неоклассицизм
Франция
После Великой французской революции произошёл разрыв с традициями предыдущих эпох и ювелиры обратились к эстетике домонархических времён. В моду вошли украшения с отсылками к античным скульптуре и архитектуре. Характерными для стиля стали симметрия, чёткие прямые линии, минимализм. Сдержанность проявлялась и в использовании материалов — предпочтение отдавали качественному камню и благородным металлам.
Ампир
Франция
С приходом к власти Наполеона Бонапарта к античности стали обращаться как к способу прославить империю. На смену строгой греческой античности классицизма пришла имперская античность Древнего Рима. Материалы стали дороже, дизайн драгоценностей — сложнее. Ювелиры стремились сделать изделия роскошными и помпезными. За счёт крупных вставок, идеальных камней и качественной огранки сформировался имперский стиль. Материалы (камни и металл) стали важнее художественной составляющей.
Эклектика
Европа
В XIX веке в Европе началось возрождение и переосмысление стилей прошлых столетий. Часто это явление обозначают термином «историзм». Ювелирные мастера имитировали старинные украшения, и из этой интерпретации моды прошлого родились различные «нео-» стили: необарокко, неорококо, неоклассицизм и неоромантизм.
Модерн
Европа
Стиль модерн взял за основу природу, в которой практически нет идеально прямых линий. Сложность и вычурность в сочетании с плавными линиями и мотивами флоры и фауны — главные характеристики стиля. Драгоценные и полудрагоценные камни могли соседствовать с недрагоценным материалом. Идея и её художественное воплощение, сложность исполнение и сочетание разных фактур стали превалировать над качеством камней и металлов.
Авангард
Европа
Авангард в начале XX века стал первой волной радикального современного искусства. Эта волна накрыла Европу, новое искусство заразило молодых художников. Живопись, скульптура и графика устремились в сторону беспредметности, начали отказываться от сюжета в пользу эксперимента с чистыми формами, цветами и композициями. Для ювелирного дела это было очень выгодно: искусство заговорило на его, более декоративном языке. Ювелиры стали часто обращаться к работам художников и эстетике авангарда в целом, создавать украшения по мотивам авангардистских работ.
Символизм
Европа
Эпоха Символизма, наступившая в Европе в конце XIX века, была во многом реакцией на рационализацию мира, благодаря открытиям науки и техники. Человеку требовался мистицизм и язык символов. В ювелирном искусстве это выражалось в использовании недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов. Важна затаенная, скрытая сторона того или иного явления - главными темами становятся смерть, древние мифы и сверхъестественное.
476—800 гг.
800—1100 гг.
XI—XIV вв.
IV–XV вв.
конец XIII в. — сер. XVI в.
20-е — 90-е гг. XVI века
XVII–XVIII вв.
XVIII в.
XVIII в.
конец XVIII — начало XIX в.
начало XIX в.
XIX в.
конец XIX в.
конец XIX — начало XX в.
1900–1914 гг.
Фибула в виде орла
VI в. Вестготы
Материалы:
золочение бронзы, стекло, кость, драгоценные камни

Где хранится сейчас:

Музей Уолтерса, Балтимор

Описание:

Создание эмалей и огранка камней — технологии редкие и дорогие, а значит, брошь принадлежала богатому и знатному европейцу. О том, что украшение создано в центральной Европе, нам говорят сочетание металлов разных цветов (этого было сложно добиться), акценты, сделанные на орнаменте и драгоценных камнях, и отсутствие изображений человека или животного. В данном случае в виде орла, чей образ ассоциировался с властью и военной мощью.
Лотарский кристалл или Кристалл Сюзанны
гравировка 855869 гг., обрамление V век Лотарингия
Материалы:
горный хрусталь, медь

Где хранится сейчас:
Британский музей, Лондон

Описание: 
Созданный по заказу Лотаря II, кристалл остаётся загадкой для историков искусства. Всё ещё не ясно его предназначение. Главная теория — это подарок в знак примирения короля с женой. Такой вывод сделали на основании изображённого на кристалле сюжета, который частично соотносился с личными проблемами Лотаря. На кристалле мы видим библейскую историю о Сусанне, которую ложно обвинили в прелюбодеянии. Лотарь же попытался развестись с женой, обвинив её в кровосмешении. После того, как папа римский отказался давать паре развод, Лотарь простил свою жену, и кристалл мог стать символом признания её невиновности. Какими бы ни были причины создания кристалла, одно можно сказать точно: высококачественная гравировка говорит о высоком уровне ювелирных мастеров при каролингском дворе.
Реликварий (то есть хранилище реликвий)
XIXIII вв. Бельгия
Материалы:
позолоченное серебро и медь, эмаль, 200 драгоценных камней, полудрагоценные камни (халцедон, яшма, агат, оникс, горный хрусталь, сапфир)

Где хранится сейчас:
крепость Пражский Град, Прага

Описание: 
Реликварий Святого Мавра, созданный для бенедиктинского аббатства во Флорене — это одновременно типичное и необычное произведение позднесредневекового искусства.Типичное, потому что реликварии для мощей святых (в этом случае— Иоанна Крестителя, Святого Мавра и Святого Тимофея) были распространены по всей Европе и к XIV веку находились практически в каждом монастыре и соборе. Необычное — благодаря мастерству ювелиров, которые работали над реликварием. Тонкое сочетание драгоценных камней и гемм, использование объёмных фигур святых по бокам и высококачественная эмаль — всё это говорит о высоком уровне мастера и богатстве аббатства, которое заказало этот реликварий.
Браслет
500700 гг. Византия
Материалы:
золото, серебро, жемчуг, аметист, сапфир, стекло, кварц

Где хранится сейчас:
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Описание: 
Характерный для Византии браслет отличается яркими цветами, качественной огранкой и тонким креплением камней и жемчуга. Несмотря на аккуратную работу мастера, сам браслет смотрится массивным. Такие решения отражают любовь византийцев к демонстрации богатства: крупные жемчужины и драгоценные камни, которые должны были быть видны даже издалека.
Брошь для шляпы «Иоанн Креститель»
1500–1525 гг. Франция
Материалы:
золото, эмаль

Где хранится сейчас:
музей Виктории и Альберта

Описание:
В эпоху Ренессанса украшения с религиозными сюжетами стали неотъемлемой частью светского костюма. Таким сюжетом вполне могла стать и отрубленная голова Иоанна Крестителя.

Над брошью работал талантливый эмальер: цвета эмали насыщенны и равномерны, границы нигде не нарушены. Белый лик святого подчеркнут золочением. Такая тонкая работа с изображением характерна для эпохи.

Для Ренессанса также характерен символизм: например, белый цвет лика символизирует чистоту и смерть. Красный фон и круглая форма броши отсылают к истории из Нового Завета, согласно которой отрубленную голову Иоанна преподнесли Саломее на блюде.

Подвеска «Лебедь»
конец XVI в. Нидерланды
Материалы:
золото, эмаль, алмазы, изумруды, рубины, жемчуг

Где хранится сейчас:
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Описание: 
Такие подвески-парагоны стали типичными для знати эпохи: они говорили о возможности не только купить крупную редкую жемчужину, но и заплатить хорошему ювелиру, чтобы тот создал маленький шедевр. Линии подвески плавные и переплетающиеся между собой, что характерно для маньеризма. Свойственны маньеризму и яркие цвета: ювелир использует контрастные зелёный и бордово-красный. При этом сохраняется символизм Возрождения: лебедь — символ изящества и верности, жемчужина напоминает о тесной связи прекрасной птицы с водой. 
Подвеска
16301660 гг. Испания
Материалы:
золото, рубины, эмаль

Где хранится сейчас:
Музей Виктории и Альберта, Лондон

Описание: 
Подвеска-бант соответствует эпохе Барокко: она усыпана большими драгоценными камнями хорошей огранки. Камни сочетаются с яркой эмалью, создаётся ощущение торжественности и театральности. В Испании в это время были в моде чёрные одежды, которые обильно украшали ювелирными изделиями. Размер предмета и мастерство ювелира невозможно было скрыть на таком тёмном фоне.
Эгрет
17261775 гг. Италия
Материалы:
серебро, золото, аметист, циркон

Где хранится сейчас:
Британский музей, Лондон

Описание: 
Такое украшение делало наряд лёгким и изящным. Все детали некрупные, только несколько камней среднего размера как будто брошены на веточки-пёрышки, которые готовы сломаться под весом камней. Предмет начинает искриться, как только на него попадает свет. Всё как будто приходит в движение и играет со зрителем.
Корпус часов
1770 г. Франция, для Турецкого рынка
Материалы:
металл, эмаль


Описание: 
Часы — важный аксессуар человека эпохи Просвещения. На первом месте — функциональность, красота — уже на втором. В центре эмалевого орнамента — античная ваза, выполненная в технике гризайль. Это отсылка ко временам, когда человек, как и в эпоху Просвещения, считался центром мира.
«Камейная» тиара
1804 г. Франция (Париж)
Материалы:
жемчуг, вставки из камей

Где хранится сейчас:
Северный музей, Стокгольм

Описание:
Это необычайно яркий для эпохи неоклассицизма ансамбль. Лаконичная цветовая гамма остаётся в рамках строгого стиля: мастер использует несколько оттенков золота, белый металл и мелкий жемчуг. В изделии использованы камеи: с одной стороны, это обращение к Античности, которое не противоречит неоклассицизму, с другой — сильный декоративный приём, который балансирует на грани этого стиля.
Бриллиантовое колье императрицы Марии-Луизы,
подарок Наполеона I в связи с рождением сына
1811 г. Франция
Где хранится сейчас:
Смитсоновский институт, Вашингтон

Описание: 
От классицизма в колье сохраняются симметрия и чистые линии, а акцент, в соответствии с имперским стилем, делается на качестве материала и безупречном исполнении.
Брошь-подвеска
конец XIX в. Франция
Материалы:
золото, турмалин, бриллианты

Где хранится сейчас:
Смитсоновский институт, Вашингтон

Описание: 
Украшение имитирует своей формой рокальные броши XVIII века. Однако ювелир не просто скопировал изделие в стиле рококо, он подстроился под желания заказчика и создал уникальное украшение.
Траурное кольцо
1860–1861 гг. Англия
Материалы:
эмалированное и гравированное золото

Где хранится сейчас:
Музей Альберта и Виктории, Лондон

Описание:
Мемориальные кольца служат напоминанием об усопшем и известны с древнейших времён, но пик их популярности пришёлся на эпоху символизма. Это кольцо было сделано в память о Ханне Дарби, умершей как раз в 1860 году. Буквы AEI, выложенные бриллиантами, означают греческое слово «Навсегда». Такие кольца можно было купить в ювелирных магазинах, а надпись добавляла им индивидуальности.
Нагрудное украшение «Павлин»
1898–1900 гг. Франция
Материалы:
эмаль, опалы, бриллианты

Где хранится сейчас:
Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон

Дизайнер:
Рене Лалик


Описание: 
В броши нет прямых углов и ровных линий. Все линии текучие, плавные, переливаются друг в друга, симметрия отсутствует. Элегантный тонко очерченный павлин находится в центре украшения и задаёт динамику композиции. Сочетание разных материалов и сложная палитра приглушённых цветов характерны для стиля модерн.
Брошь
начало 1960-х. Англия
Материалы:
белое золото, жёлтое золото, рубины, сапфиры, изумруды, бриллианты

Где хранится сейчас:
Дидье и Мартин Хаспеслаг, Didier Ltd, Лондон

Дизайнер:
Джино Северини

Описание:
Футурист Джино Северини, как и многие авангардисты, в 1960-х перерабатывал свои картины в произведения ювелирного искусства. В эту маленькую брошь Северини перенёс динамизм, метаморфозность и геометричность своих футуристических работ.