Как развивалось ювелирное искусство
За 1500 лет ювелирное искусство проделало путь от попыток соединить в одном украшении два вида металла до создания настоящих произведений искусства. Сильно изменились заказчики и их вкусы, материалы и мастера, но желание человека украшать себя осталось неизменным. В памятке разберёмся, как развивалось ювелирное искусство в Европе и какие украшения были в моде в разные эпохи.
Нажмите на предмет, чтобы узнать краткую информацию о нем.
Европа Раннего средневековья — время, когда континент был разделён на племена и народности, каждая из которых независимо от других развивала технологии и осваивала новые материалы. Например, вестготы активно работали с бронзой, стеклом и перегородчатыми эмалями; викинги — с золотом; кельты — с медью и бронзой; франки сочетали в украшениях золото, серебро и разноцветные камни. Часто в украшениях разных стран встречались христианские символы.
Варварские королевства
Западная Европа
Первая Христианская империя
Западная Европа
Карл Великий, став императором большей части Западной Европы в 800 году, создал первую христианскую империю. Он и его наследники, хотя и конкурировали с римскими папами за сферы влияния, ставили религию очень высоко в своём государстве. В связи с этим Карл пытался возродить античные традиции и объединить их с христианскими ценностями. Ювелирное искусство тоже следовало этим тенденциям: ювелиры пытались возродить античные техники, наблюдался подъём качества материалов и мастерства, а также активный обмен опытом и ювелирными изделиями с наследницей Римской Империи, Византией.
Романика и Готика
Западная Европа
В период Зрелого средневековья Европа была разделена на разные династии и империи, но объединена религией — христианством. Его влияние вышло за пределы церкви, христианство заняло важное место в светской и политической жизни Европы. Ювелирное искусство тоже стало прославлять бога. Из-за этого появился целый ряд новых объектов ювелирного искусства, которые связаны именно с культовой деятельностью.
Ювелирное искусство Византии
Византия
Византия, наследница Римской империи, долгое время сохраняла исключительное положение на востоке Европы. Византийские ювелиры могли работать с широким ассортиментом металлов и камней благодаря непосредственному доступу к местам их добычи. Среди материалов, с которыми работали византийцы — золото, серебро, жемчуг, сапфиры, кварц, аметист. Ювелирное дело активно развивалось благодаря христианской церкви, в светских украшениях тоже часто встречалась религиозная символика.
Ренессанс
Италия
Эпоха Возрождения заново открыла для европейцев Античность, почти полностью забытую в Средневековье. В моду вошли ювелирные изделия в античном стиле. Технологии Возрождения тесно связаны и эпохой Великих географических открытий: новые материалы и технологии привозили из дальних стран. С дальними странами, морем и путешествиями стал ассоциироваться жемчуг. Эмаль становилась качественнее и изящнее. Развивалась технология резьбы по камню.
Маньеризм
Италия
После строгого и лаконичного Ренессанса эпоха маньеризма, или протобарокко, стала пиком пышности и роскоши в ювелирном искусстве. Это проявлялось и в выборе материалов, и в дизайне ювелирных изделий. Мастера сочетали самые разные материалы и фактуры: металлическое плетение, эмаль, камни и жемчуг.
Барокко
Франция, Италия, Испания
Барокко — стиль эпохи абсолютной монархии XVII века. Влечение к роскоши в этот период набирало обороты и стало ассоциироваться с могуществом власти. От дворца до каблука ботинок — всё должно отражать могущественную власть монарха. Поэтому помпезность, парадность и роскошь — основные характеристики предметов ювелирного искусства этого времени. С помощью массивных деталей и крупных камней мастера подчёркивали статус владельцев украшений.
Рококо
Франция и другие страны Европы
Помпезное барокко сменилось более лёгким и мягким рококо — стилем изящества и флирта. Стал важен эффект, который производит предмет, а качество материалов и размер камней отошли на второй план. Ювелиры начали отступать от привычных форм украшений и пробовали имитировать драгоценные камни. Если цветок красив, то уже не важно, из чего он сделан.
Просвещение
Франция, Англия, США
Эпоха Просвещения — это время, когда Франция, а затем и вся Европа задавалась философскими вопросами о месте человека в обществе и природе. Эти размышления привели к тому, что разум стал главенствовать над чувствами, точные науки — над искусствами. Ювелиры старались встроить в свои изделия последние изобретения инженеров, использование механизмов в ювелирном деле стало отличительной чертой эпохи. Функциональность и сложность исполнения — основа творчества мастеров Просвещения.
Неоклассицизм
Франция
После Великой французской революции произошёл разрыв с традициями предыдущих эпох и ювелиры обратились к эстетике домонархических времён. В моду вошли украшения с отсылками к античным скульптуре и архитектуре. Характерными для стиля стали симметрия, чёткие прямые линии, минимализм. Сдержанность проявлялась и в использовании материалов — предпочтение отдавали качественному камню и благородным металлам.
Ампир
Франция
С приходом к власти Наполеона Бонапарта к античности стали обращаться как к способу прославить империю. На смену строгой греческой античности классицизма пришла имперская античность Древнего Рима. Материалы стали дороже, дизайн драгоценностей — сложнее. Ювелиры стремились сделать изделия роскошными и помпезными. За счёт крупных вставок, идеальных камней и качественной огранки сформировался имперский стиль. Материалы (камни и металл) стали важнее художественной составляющей.
Эклектика
Европа
В XIX веке в Европе началось возрождение и переосмысление стилей прошлых столетий. Часто это явление обозначают термином «историзм». Ювелирные мастера имитировали старинные украшения, и из этой интерпретации моды прошлого родились различные «нео-» стили: необарокко, неорококо, неоклассицизм и неоромантизм.
Модерн
Европа
Стиль модерн взял за основу природу, в которой практически нет идеально прямых линий. Сложность и вычурность в сочетании с плавными линиями и мотивами флоры и фауны — главные характеристики стиля. Драгоценные и полудрагоценные камни могли соседствовать с недрагоценным материалом. Идея и её художественное воплощение, сложность исполнение и сочетание разных фактур стали превалировать над качеством камней и металлов.
Авангард
Европа
Авангард в начале XX века стал первой волной радикального современного искусства. Эта волна накрыла Европу, новое искусство заразило молодых художников. Живопись, скульптура и графика устремились в сторону беспредметности, начали отказываться от сюжета в пользу эксперимента с чистыми формами, цветами и композициями. Для ювелирного дела это было очень выгодно: искусство заговорило на его, более декоративном языке. Ювелиры стали часто обращаться к работам художников и эстетике авангарда в целом, создавать украшения по мотивам авангардистских работ.
Символизм
Европа
Эпоха Символизма, наступившая в Европе в конце XIX века, была во многом реакцией на рационализацию мира, благодаря открытиям науки и техники. Человеку требовался мистицизм и язык символов. В ювелирном искусстве это выражалось в использовании недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов. Важна затаенная, скрытая сторона того или иного явления - главными темами становятся смерть, древние мифы и сверхъестественное.
476—800 гг.
800—1100 гг.
XI—XIV вв.
IV–XV вв.
конец XIII в. — сер. XVI в.
20-е — 90-е гг. XVI века
XVII–XVIII вв.
XVIII в.
XVIII в.
конец XVIII — начало XIX в.
начало XIX в.
XIX в.
конец XIX в.
конец XIX — начало XX в.
1900–1914 гг.