Как смотреть японское искусство
памятка
На протяжении курса мы с вами часто опирались на 5 принципов японского мышления, которые вывели в первой лекции: рациональность, чистоплотность, уважение, заземлённость и контрастность. Они помогали нам понять японский быт, традиции, кулинарию и даже моду. В этой памятке мы покажем, как с их же помощью можно читать японское искусство любого периода.
5 принципов в японском искусстве
🌀 Рациональность
Этот принцип проявляется на японских картинах и гравюрах прежде всего в двух вещах.

Первое — японское искусство рационально в том, что в нём ничего не «лишнее». Вспомните «ма». Это «пауза», «пустота» или «пространство между». В японской живописи пустое пространство работает так же, как нарисованная линия. Белое поле — это не просто фон, а равноправный участник композиции. Более того, художник специально оставляет такие «островки тишины», чтобы подчеркнуть смысл работы.

Второе — японское искусство рационально, потому что в нём есть асимметрия. На первый взгляд звучит не связано, но послушайте: в европейской традиции симметрия издавна считалась готовой формулой красоты. А японские мастера действуют иначе: они отказываются от принятых лекал и перепридумывают композицию. Так в ней появляется смещённый центр или «обрезанные» предметы. Это тоже рациональный подход: художник малыми средствами достигает максимального эффекта, то есть оживляет работу и заставляет зрителя включить воображение.

💡Для практики: Когда смотрите на японскую картину, обратите внимание на пустые места. Попробуйте представить, что было бы, если художник их «заполнил». Как изменилось бы настроение? Также посмотрите, где находится центр композиции. Подумайте, куда это сдвигает ваш взгляд и какое движение создаёт. Наконец, попробуйте мысленно достроить картину за пределами рамки.
🫧 Чистоплотность
Этот принцип японского мышления — не только про безукоризненную уборку и многослойную упаковку. В японском искусстве чистоплотность тоже проявляется: прежде всего в том, как художник работает с линией.

Что это значит? Мастер ведёт линию так же осторожно, внимательно и осознанно, будто пишет иероглиф. Здесь важны ритм, нажим, направление. Гармоничная линия в японской картине или гравюре может быть важнее мелкой детализации — ведь японцы верят, что всего одним энергичным мазком можно показать ветер или поток воды.

💡Для практики: Когда смотрите на японскую картину, проследите, как ведётся линия. Она уверенная или колеблющаяся? Ощущается ли в ней ритм? Попробуйте сравнить разные линии на картине: чем они отличаются по настроению?
♥️ Уважение
В японском искусстве уважение проявляется прежде всего в бережном отношении к материалам.

Во-первых, палитра на японских картинах и гравюрах обычно скромная и сдержанная: каждому оттенку дают максимум пространства, чтобы раскрыться.

Во-вторых, особенную роль играет основа — бумага или шёлк. Художник всегда думает о том, насколько поверхность гладкая или шероховатая, как именно на неё ляжет тушь или краска. Фактура работает вместе с изображением, создавая особую текстуру, которую можно почти почувствовать взглядом.

В-третьих, уважение — это и умение видеть красоту в несовершенстве. Вспомните эстетику саби. Именно благодаря ей японские художники считают: иногда неровность кисти, след времени и любое другое проявление неидеальности делают картину живой. Не забывайте: в японской традиции ценят не стерильную идеальность, а естественность и хрупкость, которые напоминают буддийский постулат — всё в мире изменчиво.

💡Для практики: Когда смотрите на японскую картину или гравюру, обратите внимание на палитру. Сколько здесь оттенков? Почему художник выбрал именно их? Затем присмотритесь к основе: гладкая ли бумага, видна ли её фактура, как ложатся мазки? Попробуйте вообразить, что изменилось бы, окажись изображение на другой поверхности. Наконец, найдите «несовершенства»: неровную линию, пятно, след времени. Подумайте, как они усиливают выразительность работы.
🍁 Заземлённость
Этот принцип — прежде всего про связь японцев с природой. И в японском искусстве природа — тоже не просто украшение. Цветы, птицы, волны или горы всегда что-то значат: они связаны с сезоном, символом или литературным образом.

Так, один взгляд на японскую картину может подсказать зрителю время года или отослать к знакомому поэтическому мотиву. Например, хризантема — это символ осени, долголетия и императорской власти, а журавль — долголетия и счастья. Вот ещё несколько популярных символов:

Сакура — весна, мимолётность жизни
Рисовые колосья — урожай, изобилие, благодарность земле
Сосна — стойкость, вечность, долгая жизнь
Журавль — счастье, верность, долголетие
Олень — осень, поэзия, связь с буддийскими храмами Нары
Заяц — луна, осень, удача
Черепаха — долгая жизнь, мудрость
Волны — сила природы, изменчивость, бесконечное движение
Гора Фудзи — святость, устойчивость, Япония

💡 Для практики: Когда смотрите на японскую картину, найдите «сезонные подсказки». По ним попробуйте определить, какое время года изображено, и подумайте, что хотел передать художник.
🔳 Контрастность
В последней лекции мы говорили, что в японском мировоззрении часто соседствуют контрасты. В искусстве это тоже заметно: например, в том, что здесь изображение редко существует само по себе. Оно почти всегда вступает в диалог с другим, казалось бы противоположным медиумом — текстом. Подпись, стих или краткая заметка становятся частью композиции, добавляют смысла и задают ритм.

💡 Для практики: Когда смотрите на японскую картину или гравюру, обратите внимание на надписи. Как они дополняют картину? Затем закройте надпись рукой и сравните: как изменилось впечатление от всей работы?
Разбираем 5 принципов на примере
Теперь, когда мы упорядочили в голове 5 принципов японского искусства, давайте применим знания на практике. Предлагаем разобрать одну из самых популярных японских гравюр: «Большую волну в Канагаве» художника Кацусики Хокусая, написанную около 1831 года.
Чистоплотность
Вглядитесь: каждая волна на гравюре очерчена энергичной, но чёткой линией. Здесь нет лишних деталей — один изгиб линии уже даёт почувствовать движение воды, её мощь и неумолимость. Так и работает чистоплотность в японском искусстве. Вместо сотен штрихов — несколько точных мазков, которые заставляют море ожить.
Контрастность
Посмотрите, как здесь работает противопоставление: бушующая волна и неподвижная гора, тёмная глубина и белые гребни, крошечные гребцы и колоссальная стихия.

А ещё вспомните про то, какую роль в японском искусстве играет текст. Здесь подпись на гравюре — это часть композиции. С одной стороны, она задаёт контекст, потому что рассказывает, как называется картина, в какую серию входит, кто её написал. С другой стороны, даже если вы не читаете иероглифы, они работают как визуальный элемент: строгие вертикальные линии текста создают ритм и баланс рядом с бушующей водой.
Уважение
Проявляя традиционное для японской живописи уважение к материалам, Хокусай работает с ограниченной палитрой: синий, белый, охра. Каждый цвет раскрывается полностью, без нагромождения оттенков.

Автор также позволяет раскрыться текстуре бумаги: она видна на светлых местах и становится частью мощного образа. А ещё в этой знаменитой гравюре можно заметить неровность линии — так художник создаёт эффект живого, изменчивого мира, воплощая эстетику саби.
Заземлённость
Сюжет гравюры привязан к конкретному месту — заливу у подножия Фудзи — и сезону — судя по снежной шапке на горе, это зима или ранняя весна.
Волна здесь символизирует силу и изменчивость, а гора на заднем плане — устойчивость, вечность и саму Японию. Такой контраст между бурей и неподвижной горой напоминает о циклах времени: шторм пройдёт, а Фудзи останется. Или так: сильная Япония переживёт любые сложности.
Рациональность
Сначала ищем рациональное японское «ма» — пустоту. Вот оно, белое пространство между гребнями волн. Это не просто «фон» — это дыхание, которое усиливает драму столкновения моря и лодок. 

Потом обращаемся к асимметрии. Волна «обрезана» краем листа, мы не видим её полностью. Зачем? Это решение тоже абсолютно рационально: такая композиция усиливает ощущение грандиозности и случайности момента.
Советуем, какое искусство смотреть
А сейчас, когда вы не только знаете принципы японского искусства, но и потренировались применять их на практике, самое время отправиться в музей — хотя бы виртуальный. В этом блоке советуем вам несколько имён, с которых можно начать более близкое знакомство с японским искусством.

❗Обратите внимание, что здесь мы не обращаемся к современным художникам — о них мы сделали отдельную памятку.
Зачем смотреть:
Пейзажи Тойо полны глубины и философской значимости: их можно долго разглядывать и предаваться размышлениям.
Фирменный приём:
Работал с помощью минимальных средств — чёрная тушь на бумаге или шёлке. Сильные мазки и мягкие размывы создают глубину и атмосферу.
Главное направление или техника:
Живопись тушью (суйбокуга)
Шедевр для старта:
Художник и годы жизни:
Сэссю Тойо (1420–1506)
Пейзаж. Сэссю Тойо, 1495
Зачем смотреть:
Чтобы увидеть искусство замков и резиденций военной элиты. Работы Эйтоку — это образ старинных власти и статуса в Японии.
Фирменный приём:
Использование золотого фона, мощные образы природы — сосны, кедры, тигры, павлины. Его картины создавали ощущение силы и величия.
Главное направление или техника:
Монументальная живопись школы Кано: ширмы, фусума (раздвижные перегородки)
Шедевр для старта:
Художник и годы жизни:
Кано Эйтоку (1543–1590)
Китайские львы. Кано Эйтоку, XVI век
Зачем смотреть:
Чтобы увидеть, как японское искусство умеет быть одновременно декоративным и философским: минимальные линии превращают цветы и деревья в символы времени и красоты.
Фирменный приём:
Растительные мотивы — ирисы, сосны, листья. Простота форм в его работах часто сочетается с богатым золотым фоном.
Главное направление или техника:
Декоративная живопись: ширмы, свитки, панно
Шедевр для старта:
Художник и годы жизни:
Огата Корин (1658–1716)
Ширма «Ирисы». Огата Корин, ок. 1701−1705
Зачем смотреть:
Чтобы понять, как японское искусство открыло для себя реализм и новые техники, но сохранило собственную поэтику.
Фирменный приём:
Точная передача природы, внимание к светотени и объёму. Соединял японскую традицию и европейские приёмы.
Главное направление или техника:
Реалистическая живопись с влиянием западной перспективы
Шедевр для старта:
Художник и годы жизни:
Маруяма Окё (1733–1795)
Тигры, переходящие реку: фрагмент ширмы. Маруяма Окё, 1781−1782
Зачем смотреть:
Чтобы понять, как японцы конца XVIII века видели красоту и изящество повседневной жизни. К тому же, Утамаро умел показывать не только внешность, но и характер моделей.
Фирменный приём:
Утончённые линии, мягкие, нежные цветовые переходы, внимание к деталям одежды и психологическим нюансам.
Главное направление или техника:
Гравюра на дереве, укиё-э (изображение обычной жизни), особенно жанр бидзинга — женских портретов
Шедевр для старта:
Художник и годы жизни:
Китагава Утамаро (1753–1806)
Цветы в Эдо. Китагава Утамаро, ок. 1800
Зачем смотреть:
Чтобы увидеть, как японский пейзаж стал всемирным символом искусства. Хокусай показал гору Фудзи и море как образы вечности и силы, доступные каждому зрителю.
Фирменный приём:
Мастерски сочетал ритм линий, драматизм природных явлений и точное наблюдение за деталями.
Главное направление или техника:
Укё-э, пейзажные гравюры
Шедевр для старта:
Художник и годы жизни:
Кацусика Хокусай (1760–1849)
Победный ветер. Ясный день. Кацусика Хокусай, 1823−1831
Зачем смотреть:
Чтобы почувствовать атмосферу Эдо: шум улиц, дождь, снегопады, путешествия по дорогам.
Фирменный приём:
Тонкие цветовые переходы, внимание к погоде и времени суток. Умел гармонично соединять бытовые сцены и городские виды с красотой природы.
Главное направление или техника:
Укё-э, пейзажные гравюры
Шедевр для старта:
Художник и годы жизни:
Утагава Хиросигэ (1797–1858)
Вечерний дождь в Атаке на Великом мосту. Утагава Хиросигэ, 1856−1858