Гид по вселенной
Ингмара Бергмана
Кто вдохновлял режиссёра
В числе самых важных влияний на своё творчество Бергман называл пьесу Стриндберга «Игра снов», имитирующую логику сновидения и отрицающую необратимость течения времени. Сам режиссёр тоже довольно часто воспроизводил собственные сновидения в кино.
Август Стриндберг, писатель
«Лицом к лицу», реж. Ингмар Бергман, 1976
Бергман с детства был одержим «Возницей» — эффектной кинопритчей своего наставника Виктора Шёстрёма. Всю жизнь он пытался снять свою вариацию этой картины. Например, в «Земляничной поляне» главному герою тоже видится призрачная карета. Кстати, на главную роль Бергман позвал, конечно же, самого Шёстрёма.
Виктор Шёстрём, режиссёр
«Возница», реж. Виктор Шёстрём, 1920
Лучшие фильмы
Самое серьёзное высказывание
«Персона», 1966
Самый прорывной фильм
«Земляничная поляна», 1957

Венецианский кинофестиваль:
Премия итальянских критиков — параллельные секции
Берлинский кинофестиваль:
Золотой Медведь
Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)
Первый фильм на важную тему
«Лето с Моникой», 1953
Дебютный фильм
«Кризис», 1946
Как работал над сценарием
Фантазии и сны играют важную роль в фильме
Действие фильмов напоминает театральные постановки
В сценарий включаются христианские аллюзии
«Земляничная поляна», 1957
«Сквозь тусклое стекло», 1961
«Вечер шутов», 1953
Главный герой не вспоминает прошлое, а находится одновременно и в настоящем, и в прошлом: он может легко зайти в комнату, где много лет назад собиралась его семья, или подглядеть за давней изменой жены, оставаясь при этом в возрасте себя настоящего.
Фильм повествует об отношениях внутри небольшой семьи. Это камерная история с длинными монологами и диалогами, которую можно было бы представить на сцене театра: в ней всего четыре персонажа, а действие разворачивается в доме на острове Форё.
Клоун с выбеленным лицом несёт, ступая по острым камням, свою обезумевшую жену вверх по холму. В какой-то момент становится ясно: это не просто трагикомическая сцена из будней цирка, а изгнание из рая и одновременно восхождение на Голгофу.
О чём снимал
Отношения между мужчиной и женщиной
Различие между полом и гендером
Существование Бога
«Шёпоты и крики», 1972
«Фанни и Александр», 1982
«Девичий источник», 1960
В фильме четыре по-своему несчастные главные героини: многодетная Карин, которая презирает своё тело; Мария, которая считает сексуальные отношения с мужчиной смыслом жизни; умирающая Агнесс, которая страдает от того, что не успела завести детей, то есть не реализовалась как женщина; потерявшая ребёнка служанка Анна, которая реализует материнскую заботу по отношению к умирающей Агнесс. Бергман показывает зрителю, что женщины страдают, потому что зависят от фигуры мужчины: отца, мужа, любовника.
Пол — это физические, половые признаки персонажа, а гендер — это социальный конструкт, роль человека в обществе. В фильмах Бергмана мы видим женщин, которые ведут себя и одеваются как мужчины, или наоборот мужчин, которые ведут себя как женщины. Например, видим загадочного персонажа по имени Исмаил из ленты «Фанни и Александр» в исполнении актрисы Стины Экблад: в нём сочетаются женские и мужские черты характера.
Действие происходит в средневековой Швеции. Отец оплакивает набожную дочь, которую в лесу изнасиловали и убили разбойники. Ему кажется, что Бог не услышал молитвы. Но когда отец находит тело дочери и поднимает его с земли, на этом месте начинает бить источник. Девочка, как и Христос, приняла мученическую смерть, чтобы изменить мир. Отец видит живительный источник, к нему возвращается вера: молчание Всевышнего заканчивается, и зритель понимает, что на самом деле Бог есть.
Выразительные возможности кино
Биография и внутренний мир самого Бергмана
«Персона», 1966
«Земляничная поляна», 1957
На первый взгляд кажется, что главная интрига фильма — сможет ли потерявшая дар речи героиня вновь говорить? Но на самом деле Бергмана больше волнует другой вопрос — может ли говорить кино? Неслучайно изначальное название фильма — именно «Кинематограф», а начинается картина с кадра, в котором зажигается дуга проектора, и заканчивается тем, что проектор гаснет.
Инициалы Ингмара Бергмана совпадают с инициалами главного героя фильма — Исаака Борга. Это пожилой профессор, который не поддерживает близких связей со своими родными. Бергман тоже большую часть жизни не общался с отцом. Однако в финале фильма Исаак Борг возвращается во сне в своё детство, где издалека видит машущих ему родителей: это Бергман показывает надежду на примирение с отцом.
Главные герои фильмов
Женщины
Актёры
«Улыбки летней ночи», 1955
«Лицо», 1953
Это история о беспорядочных половых связях шведской аристократии в декорациях конца XIX века. Бергмана всегда интересовал мир женщины, её положение в обществе и чувства, поэтому в фильме представлена широкая галерея женских образов: от распутной служанки до скромной девственницы-аристократки.
Фильм показывает, до какой степени, по мнению Бергмана, тяжела и в то же время завораживающе прекрасна актёрская профессия. Известного мага и его артистов задерживают и обвиняют в шарлатанстве. Пережив унизительный допрос, они дают представление, которое показывает, что все обвинения против них ничтожны.
С кем любил работать
Актриса, которая идеально воплощала чувственный тип «хорошей плохой девочки» с миловидной скромной внешностью и скрытой яркой сексуальностью.
Харриет Андерссон
Талантливая муза Бергмана, которую он заметил, будучи руководителем театра, и снял в одиннадцати своих фильмах.
Биби Андерссон
Любимая женщина и актриса, воплотившая на экране образ «нежной Гебы» — ранимой, хрупкой, чувственной девушки, которая, как правило, страдает из-за мужчины.
Лив Ульман
Актриса, которую Бергман всегда снимал в роли «интеллектуальной Дианы» — одинокой женщины, неспособной сблизиться с мужчиной из-за своей проницательности.
Ингрид Тулин
Оскароносный оператор Бергмана, который вместе с режиссёром разработал с нуля операторское решение для двадцати одного совместного фильма.
Свен Нюквист
Один из любимых актёров Бергмана, который нередко играл самого режиссёра — рефлексирующего интеллектуала, пытающегося разобраться в своей жизни.
Эрланд Юзефсон
Актёр, из которого Бергман выковал его бессмертный образ отчуждённого странника, вечно сражающегося с судьбой.
Макс фон Сюдов
Ещё один любимый актёр Бергмана, воплотивший в фильмах режиссёра непроницаемую отцовскую фигуру.
Гуннар Бьёрнстранд
Особенности съёмки
Крупный план лица
#стиль
#цвет
«Осенняя соната», 1978
«Лето с Моникой», 1953
«Шёпоты и крики», 1972
#план
Пейзаж в кадре
Цвет поддерживает повествование
Сложные композиции
#монтаж
«Персона», 1966
«Персона», 1966
#композиция
Ассоциативный монтаж