Отношения между мужчиной и женщиной
Различие между полом и гендером
«Фанни и Александр», 1982
В фильме четыре по-своему несчастные главные героини: многодетная Карин, которая презирает своё тело; Мария, которая считает сексуальные отношения с мужчиной смыслом жизни; умирающая Агнесс, которая страдает от того, что не успела завести детей, то есть не реализовалась как женщина; потерявшая ребёнка служанка Анна, которая реализует материнскую заботу по отношению к умирающей Агнесс. Бергман показывает зрителю, что женщины страдают, потому что зависят от фигуры мужчины: отца, мужа, любовника.
Пол — это физические, половые признаки персонажа, а гендер — это социальный конструкт, роль человека в обществе. В фильмах Бергмана мы видим женщин, которые ведут себя и одеваются как мужчины, или наоборот мужчин, которые ведут себя как женщины. Например, видим загадочного персонажа по имени Исмаил из ленты «Фанни и Александр» в исполнении актрисы Стины Экблад: в нём сочетаются женские и мужские черты характера.
Действие происходит в средневековой Швеции. Отец оплакивает набожную дочь, которую в лесу изнасиловали и убили разбойники. Ему кажется, что Бог не услышал молитвы. Но когда отец находит тело дочери и поднимает его с земли, на этом месте начинает бить источник. Девочка, как и Христос, приняла мученическую смерть, чтобы изменить мир. Отец видит живительный источник, к нему возвращается вера: молчание Всевышнего заканчивается, и зритель понимает, что на самом деле Бог есть.
Выразительные возможности кино
Биография и внутренний мир самого Бергмана
«Земляничная поляна», 1957
На первый взгляд кажется, что главная интрига фильма — сможет ли потерявшая дар речи героиня вновь говорить? Но на самом деле Бергмана больше волнует другой вопрос — может ли говорить кино? Неслучайно изначальное название фильма — именно «Кинематограф», а начинается картина с кадра, в котором зажигается дуга проектора, и заканчивается тем, что проектор гаснет.
Инициалы Ингмара Бергмана совпадают с инициалами главного героя фильма — Исаака Борга. Это пожилой профессор, который не поддерживает близких связей со своими родными. Бергман тоже большую часть жизни не общался с отцом. Однако в финале фильма Исаак Борг возвращается во сне в своё детство, где издалека видит машущих ему родителей: это Бергман показывает надежду на примирение с отцом.