Густав Климт: хронология жизни и творчества
14 июля 1862 — 6 февраля 1918
Густав Климт создавал портреты и пейзажи, аллегорические и монументальные работы. Но, работая в разных жанрах, он год за годом продолжал раскрывать одну и ту же тему: тему женщины. Запомнить, как художник пришёл к этой теме, как сформировался его стиль и как сложилась его карьера, поможет эта памятка с основными этапами жизни Климта.
Период
Важные личности
1862–1897
Ранние годы: учёба
и первое признание
1897–1905
Сецессион и поиск собственного пути
После Сецессиона: самый яркий художник в Вене
1905–1910
1910–1918
Поздние годы: творчество в уединении
1
2
3
4
Портрет Клары Климт, 1880 – 1882
© Частное собрание
Эрнст Климт,
брат художника
Портрет Сони Книпс, 1898
© Галерея Бельведер
Даная, 1907 – 1910
© Частное собрание
Портрет Барбары Флеге, 1915
© Частное собрание
Франц Мач,
коллега Климта по ателье
Франц Иосиф I,
император Австрии
Эмилия Флёге,
подруга и муза Климта
Адель Блох-Бауэр,
модель
Эгон Шиле,
художник-экспрессионист
Йозеф Хоффман,
архитектор, товарищ Климта, коллега по проекту дворца Стокле
1862–1897
Ранние годы: учёба и первое признание
1862 — В Вене в семье ювелира Эрнста Климта рождается мальчик Густав. В мастерской отца-ювелира Климт впервые знакомится с работой по золоту. Позже художник активно будет использовать эту технику в творчестве.

1876 — Густав поступает в Художественно-промышленную школу. Вслед за ним туда же идёт учиться младший брат Эрнст. Братья начинают зарабатывать портретами по фотографии, Густав Климт становится популярным в Вене. 

1883 — Густав Климт, Эрнст Климт и Франц Мач открывают ателье по декорированию интерьеров. Постепенно им поручают всё более крупные и важные заказы. За Климтом закрепляется репутация талантливого художника-декоратора.

1888 — Климт получает из рук императора Франца Иосифа орден за вклад в искусство. Талант молодого художника признают на самом высоком уровне. В этот период Климт ещё работает в стиле, близком академизму. 

1892 — Умирает отец художника, а вскоре и его брат Эрнст. После смерти брата их пути с Францем Мачем расходятся. Необходимость сохранять единый стиль ателье отпадает, Климт начинает поиски собственного художественного метода.

1893 — Несмотря на признание и популярность Климта, министерство культуры отвергает его кандидатуру на пост профессора Академии художеств. Министерству не по вкусу слишком откровенные и смелые идеи Климта.  

1894 — Климт получает заказ от Венского университета: оформить главный зал фресками с изображениями учебных дисциплин: философии, медицины, юриспруденции и теологии. Климт создаёт фрески, но работы кажутся заказчикам слишком мрачными и слишком эротичными для учебного заведения. В результате скандала Климт навсегда отказывается от официальных заказов, чтобы быть свободным от цензуры.
1897–1905
Сецессион и поиск собственного пути
1897 — Климт становится основателем и первым президентом Венского Сецессиона. В этот же год художник сближается с семейством Флёге. Эмилия Флёге становится его подругой и музой, вместе они проводят лето на альпийском озере Аттерзее. Климт создаёт свои первые пейзажи.

1902 — Климт начинает участвовать в выставках Сецессиона, в доме Сецессиона проходит первая ретроспектива его творчества. Параллельно он активно создаёт работы на заказ, в основном это женские портреты. 

1903 — Художник отправляется в итальянский город Равенну, и поездка оказывается судьбоносной. Климт вдохновляется византийскими мозаиками, и с этого момента начинается «золотой период» в его творчестве.

1905 — Климт расходится во взглядах с коллегами по Сецессиону: он не видит препятствий для сосуществования искусства и коммерции, тогда как многие члены общества считают творчество несовместимым с исполнением воли частных заказчиков. Из-за разногласий художник покидает Сецессион вместе с группой коллег.
1905–1910
После Сецессиона: самый яркий художник в Вене
1908 — Климт активно общается с юным художником Эгоном Шиле и продвигает его талант. 16 картин Густава Климта экспонируются на Венской выставке, некоторые из них покупают европейские галереи.

1909 — Климт едет в Париж и вдохновляется творчеством фовистов, постимпрессионистов и экспрессионистов. Художники этих направлений смело используют цвета и формы, и Климту близки их эксперименты. В это же время он активно начинает вводить мотивы восточного искусства в творчество.

1910 — Под картины Климта на Венецианской биеннале отводят целый зал. Выставленные работы пользуются успехом, Климт становится популярным за пределами Австрии.
1910–1918
Поздние годы: творчество в уединении
1910–1915 — Жизнь художника в этот период становится все более уединённой. Большую часть времени он проводит в мастерской в окружении японских гравюр, модернистской мебели, самурайских доспехов и цветов. 
1917 — Климт становится почётным членом Венской и Мюнхенской Академий искусства. В это время его уже воспринимают скорее не как новатора, а как заслуженного мастера модерна, чей стиль стал иконой австрийского искусства.  
1918 — Художник переносит инсульт и вскоре умирает от гриппа, оставив неоконченными многие картины. В тот же год смерть уносит других австрийских художников: Эгона Шиле, Отто Вагнера и Коломана Мозера.