Найти Вермеера: как отличить работу мастера от подделок и картин его современников
Вермеера часто подделывали. Так же часто ему приписывали чужие картины. Это неудивительно: забытый после смерти и заново открытый в XIX веке, художник набирал популярность — публика была готова покупать его картины и хотела знать о них больше. Спрос рождал предложение: на арт-рынке появлялись фальшивые работы. Отделить их от подлинников пытаются до сих пор.
Как это делают? Узнаете из памятки. В ней — топ улик, по которым искусствоведы вычисляли, настоящий Вермеер или нет.
Долгое время картину приписывали Вермееру. Но в 2022 году Национальная художественная галерея в Вашингтоне признала: работу написал кто-то из учеников или родственников художника. Атрибутировать «Девушку с флейтой» помогла текстура краски.
Девушка с флейтой (Girl with a Flute)
В 1926 году этого Вермеера «обнаружил» искусствовед Витале Блох. Часть критиков сразу отнеслась к картине с опаской, но известный голландский мастер атрибуции Корнелис Хофстеде де Гроот подтвердил её подлинность. Работу удалось продать.
Годы спустя технический анализ показал, что это всё-таки не Вермеер. Подделку выдал грунт.
Читающая девушка (A Young Woman Reading)
Со временем краска на старых картинах трескается, на картине образуются надломы-кракелюры. В них скапливается пыль, по которой можно определить возраст работы.
В 1930 году известный галерист и арт-дилер Пауль Кассирер продал этого «Вермеера» барону и промышленнику Тиссен-Борнемиса. Изначально искусствоведы признали в картине Вермеера и только спустя годы обратили внимание на шляпу.
Девушка в голубой шляпе (Young Woman with a Blue Hat)
В 1941 году репродукцию этой картины обнаружил американский историк искусства Бернард Беренсон. По стилю письма он предположил, что это Вермеер. Картину стали изучать и не могли точно определить автора до тех пор, пока в 1958 году не установили личность натурщика, который позировал для этой работы.
Мужчина, курящий трубку (Man Smoking a Pipe)
Известно, что картина с названием «Гитаристка» хранилась у жены Вермеера после смерти художника и что она продала её Вермеера есть очень похожая гитаристка, он завершил её в 1672 году. Эта картина считалась ещё одной версией уже известной работы художника: на первый взгляд они во многом похожи. Совпадают композиция детали и даже размер холста. Но подделку выдало сразу несколько недочётов художника. Первый из них касался краски.
Гитаристка (The Guitar Player)
Чтобы проанализировать технику нанесения краски и её состав, нужен рентген или химический анализ. Но заподозрить неладное можно ещё до этих процедур. Эта картина — как раз такой случай. Нетипичой для Вермеера оказалась причёска героини.
Эта картина — подделка художника Хана ван Меегерена. Он создавал её в XX веке, но использовал краски, которыми работали во времена Вермеера.
Но аутентичные краски нужно было состарить. В XX веке коллекционеры часто протыкали холст нагретой иголкой, чтобы вычислить подделку: в них краска плавилась, а в настоящих, старых картинах нет.
Ужин в Эммаусе (The Supper at Emmaus)
Вермеер писал своих героев с реальных моделей. Мошенники так делать не могли: им не нужны были лишние свидетели создания подделки. Это-то и выдало художника ван Меегерена.
Последнее, что убедило специалистов в том, что Вермеер не писал «Ужин в Эммаусе», как и в случае с «Читающей девушкой» — снова пыль в трещинках, которые образуются на холсте.
Мы знаем только одну работу Вермеера на религиозную тему — раннюю картину «Христос в доме Марфы и Марии». Вермеер больше любил писать современность. Несмотря на это, автор подделки — Хан ван Меегерен — смог убедить в подлинности работы нациста Германа Геринга и продать ему работу.
Христос и грешница (Christ and the woman taken in adultery)
Выходит, выдать подделку может любая деталь. Иногда мошенники делают довольно грубые ошибки, которые можно заметить ещё на уровне формально-стилистического анализа: ошибаются с сюжетом, причёской, одеждой или выбором модели для портрета. Но такие ошибки всё же редкость. Чаще фальшивого Вермеера удавалось отличать от подлинного по мелочам: выбору холста, неправильно подобранному грунту, помолу пигмента, поддельной пыли или искусственно состаренной краски. Такой анализ называют техническим. В большинстве случаев он показывает, что в подделке что-нибудь, да не так. И даже талантливый ван Меегерен оказывается разоблачённым.