Гид по вселенной
Федерико Феллини
Кто вдохновлял режиссёра
Феллини с детства восхищался Чарли Чаплином, а в фильме «Дорога» даже воплотил его в женском образе. Актрису Джульетту Мазину после этой роли начали называть «Чаплином в юбке».
Чарльз Чаплин, режиссёр
«Дорога», реж. Федерико Феллини, 1954
Идеи Юнга — важный ключ к фильмам Феллини. Например, у Юнга есть теория о женских архетипах в мужском сознании. Он говорил, что существует «анима» — образ женщины, который закладывается в сознание мужчины под влиянием образа матери. В «8½» мы видим галерею этих архетипов. Кроме того, в фильме есть юнговская склейка: герой начинает целовать мать, а продолжает целовать уже жену.
Карл Густав Юнг, психиатр
«», реж. Федерико Феллини, 1963
Роберто Росселлини, режиссёр
Феллини был соавтором сценария фильма «Рим — открытый город», ставшего манифестом нового направления — неореализма. Режиссёра этой картины Роберто Росселлини он считал своим главным учителем в кино, поэтому первые фильмы самого Феллини тоже сняты под влиянием неореализма.
«Рим — открытый город», реж. Роберто Росселлини, 1945
Лучшие фильмы
Самое серьёзное высказывание
«8½», 1963

Оскар:
Лучшая работа художника по костюмам (ч/б фильмы)
Лучший фильм на иностранном языке — «Италия»
Самый прорывной фильм
«Сладкая жизнь», 1961

Оскар:
Лучшая работа художника по костюмам (ч/б фильмы)
Каннский кинофестиваль:
Золотая пальмовая ветвь
Первый фильм на важную тему
«Маменькины сынки», 1953

Венецианский кинофестиваль:
Серебряный лев
Дебютный фильм
«Огни варьете», 1951
Как работал над сценарием
Сюжет превращается в поток сознания
Режиссёр обнажает условность кинематографа
«8½», 1963
«Ночи Кабирии», 1957
Феллини показал на экране процесс мышления. Для этого он убрал привычные для зрителя приёмы, обозначающие границы между реальным и ирреальным действием. Убрал границы между тем, что происходит на самом деле, и тем, что персонаж видит внутренним зрением — снами, галлюцинациями, грёзами, воспоминаниями.
Пережив череду трагических событий, героиня смотрит в камеру и улыбается сквозь слёзы. Феллини удаётся завершить историю «хэппи эндом», разрушив иллюзию реальности происходящего на экране, ведь обычно герои камеру «не видят». Режиссёр будто говорит: трагическая история героини — это всего лишь кино, моя выдумка. Так чего расстраиваться?
Действие разворачивается на нескольких повествовательных уровнях
«Интервью», 1987
Внутри фильма можно выделить четыре повествовательных уровня. Первый — это фильм Феллини «Интервью». Второй — это фильм о Феллини, который внутри фильма «Интервью» снимают японцы. Третий — это фильм, который Феллини-персонаж снимает для японцев: там он рассказывает о детстве и том, как пришёл работать на студию «Чинечитта». И, наконец, четвёртый фильм мы видим как раз на студии: там снимают картину про Индию.
В фильме сталкиваются игровое и документальное кино
«Рим», 1972
В фильме Феллини показывает два города: это Рим в 30-х и Рим в 70-х годах. Рим конца 30-х — это город, в который Феллини приехал в молодости: в этой части фильма он воссоздаёт собственные воспоминания. А вот Рим в 70-х снят документально: там возникает сам Феллини, он стоит за кадром, разговаривает, ходит по городу, берёт интервью.
О чём снимал
Критика церкви и католического воспитания
Детские и юношеские воспоминания режиссёра
Кино о кино: буквально или в виде аллюзий
«Сладкая жизнь», 1961
«Амаркорд», 1973
«Репетиция оркестра», 1978
Фильм о бесцельной жизни богемного журналиста начинается с кадров, в которых статую Христа перевозят в Ватикан при помощи вертолёта. Этот эпизод был воспринят в клерикальных кругах как пародия на второе пришествие. Католический кинокритик Амедей Эйфр даже придумал для творчества режиссёра формулу «присутствие Бога говорит об отсутствии Бога», то есть изобилие предметов культа в фильмах Феллини обнажает скрывающуюся в душах пустоту.
Название фильма A m’arcord (io mi ricordo) переводится как «Я вспоминаю». Это романьольский язык, диалект итальянского, на котором говорят в родном городе режиссёра — Римини. Феллини с ностальгической тоской вспоминает юношеские годы в провинции: он описывает исповедь, поход на базар, фашистский парад, школьные шалости и восторг жителей от проплывающего мимо города лайнера.
Герои фильма — обычные участники оркестра, которые собрались на репетицию. Но в какой-то момент они создают чудовищный хаос: дерутся, ругаются с дирижёром, кто-то занимается любовью под роялем, кто-то крушит инструменты. Здесь можно увидеть черты метафильма. Бунт оркестра против дирижёра — это аллегория того, как нелегко бывает режиссёру взаимодействовать со съёмочной группой.
Сексуальные переживания
«Казанова Феллини», 1976
Феллини показывает, что на самом деле Казанова — не герой-любовник, а секс-машина: за всю жизнь он не любил ни одной женщины. Для Феллини, который прожил 50 лет с Джульеттой Мазиной, это было немыслимо, поэтому в финале его герой способен найти утешение лишь в объятиях женщины-куклы.
Главные герои фильмов
Женщины
Клоуны
«8½», 1963
«Клоуны», 1970
Кинематограф Феллини можно сравнить с гигантским гаремом, наполненным женщинами разных типов и возрастов. Образ гарема несколько раз появляется в его работах буквально — например, во сне главного героя фильма «Восемь с половиной».
Это фильм о том, как Феллини со съёмочной группой путешествует по Европе, посещая цирки Парижа, Рима и Мюнхена. Во время путешествия он берёт интервью у знаменитых клоунов прошлого. Интервью чередуются с автобиографическими зарисовками из провинциального детства режиссёра — времён, когда Феллини впервые сходил в цирк.
Провинциалы
«Белый шейх», 1952
Главные герои фильма — муж и жена, которые приезжают в Рим из провинции, чтобы посмотреть местные достопримечательности, встретиться с родственниками и сходить на аудиенцию к Папе Римскому. Однако молодую жену в большом городе интересуют не памятники, а то, что там живёт знаменитый актёр, который снимается для комиксов.
С кем любил работать
Alter ego Феллини, который воплощал на экране обобщённый образ римлянина-интеллектуала
Марчелло Мастрояни
Любимая актриса и жена Феллини, которая благодаря своей детской внешности успешно воплощала на экране клоунесс
Джульетта Мазина
Любимый композитор Феллини, чьи композиции собирают фильмографию режиссёра в единое целое
Нино Рота
Особенности съёмки
Роскошные и причудливые костюмы персонажей
#стиль
#стиль
«Дорога», 1954
«И корабль плывёт», 1983
#костюмы
Натурные съёмки в ранних фильмах
Большое количество павильонных сцен в поздних фильмах
«Рим», 1972
Подчёркнутая искусственность, нереалистичность декораций в поздних фильмах
«Казанова Феллини», 1976
#декорации