Как смотреть картины Яна ван Эйка?
Главная особенность религиозной живописи ван Эйка — переплетение материального и духовного. Героев художник всегда изображает реалистично, интерьеры прорабатывает до мельчайших подробностей. В то же время практически в каждой детали и в каждом образе можно найти символическое значение.
В этой памятке на примере «Дрезденского триптиха» научимся интерпретировать религиозные картины ван Эйка и узнаем, на какие детали его работ обращать особое внимание.
Дева Мария
Художник демонстрирует высокий статус Марии с помощью атрибутов, которые были доступны только знати. К ним относятся одеяния, украшенные драгоценными камнями, и красный плащ.

Трон Богоматери помещён под роскошно декорированный навес, который находится на возвышении. Такое место в церкви в эпоху Средневековья отводилось правителям и знатным гостям.

Мария показана натуралистично, в её образе множество деталей, о которых в Библии ничего не сказано. Ван Эйк мог ориентироваться на описание внешности Богородицы, составленное святой Бригиттой Шведской, которой Дева Мария явилась во время паломничества.
Материальное
Духовное
Мария держит на коленях Иисуса. Это указывает на её роль Богоматери. Ван Эйк пишет Марию крупнее остальных персонажей, драпировки делают её фигуру монументальной. Так мастер символически подчёркивает величие Марии и её главенствующую роль среди героев картины.
Заказчик
Ван Эйк подробно проработал портретные черты заказчика работы — небольшой подбородок, светлые глаза и стрижку «под горшок», популярную в Нидерландах 1430-х годов.
Мужчина модно одет: подбитая мехом накидка подчёркивает высокий статус героя триптиха при Бургундском дворе.
Материальное
Духовное
Заказчик преклоняет колени перед Марией, его руки сложены в молитвенном жесте. Мария явилась мужчине именно благодаря его вере и усердным молитвам.
Святые Архангел Михаил
и Екатерина Александрийская
Святые Архангел Михаил и Екатерина Александрийская
Святые изображены реалистично, как будто перед нами люди из плоти и крови. Их одежды не менее роскошные и современные, чем одежда заказчика. На Святой Екатерине отделанное мехом платье, которое могла бы носить средневековая принцесса. Архангел Михаил, как настоящий рыцарь, облачён в разноцветные доспехи, украшенные драгоценностями. В доспехах Архангела Михаила и в мече Екатерины Александрийской отражается свет.
Материальное
Духовное
Святые подчёркивают достоинства и личные заслуги заказчика триптиха. Святая Екатерина Александрийская ассоциировалась с учёностью, честностью. В работе ван Эйка она вдумчиво читает книгу. Архангел Михаил — глава Святого воинства, стоящего на страже Божьего закона. С помощью этого образа ван Эйк указывал на участие заказчика триптиха в военных кампаниях.
Интерьер
Ван Эйк изобразил персонажей в готической церкви, интерьеры которой прописаны реалистично: под троном Марии расстелен дорогой восточный ковёр, окна украшены круглыми вставками, прямо как часто в нидерландских домах того времени.
Материальное
Духовное
Интерьер в этой работе — мистическое пространство. В нём соединяются готические и романские архитектурные элементы, которые отсылают зрителя к Ветхому и Новому завету. Такое смешение стилей и эпох делает пространство вневременным.
На капителях колонн, которые мы видим над головой заказчика, изображены военные сцены. Это можно считать отсылкой к роду занятий мужчины.

На подлокотниках трона Марии изображены библейские сцены жертвоприношения Исаака и победы Давида над Голиафом. Эти ветхозаветные эпизоды соотносились с сюжетами Нового Завета: жертвоприношение Исаака ассоциировалось с жертвой Христа, а триумф Давида — с победой Христа над Дьяволом.