Как читать картины Эдварда Мунка
Темы
Эта тема раскрывается в творчестве Мунка через создание фотографических и живописных автопортретов. Художник фиксирует изменения не столько своего внешнего облика, сколько душевного состояния на протяжении всей жизни.
Тема собственного «Я»
Изображение этапов человеческой жизни — один из типичных для символистов мотивов. Мунк воплощал их в образах юной, зрелой и пожилой женщин, которые символизировали каждый из этапов жизни. Юность — это независимость, мечтательность и чистота, зрелость — порочность, дерзость и открытая страстность, старость — одиночество, страх и бессилие.

Темой возрастов жизни художник напоминает о скоротечности существования и бренности бытия. Молодость и красота не могут быть вечными, им рано или поздно приходит конец — одиночество и смерть.
Этапы жизни
Герои Мунка всегда одиноки, как и он сам. Как правило, отрешённость и противопоставление себя миру художник изображает в виде двух типов композиции. Первый тип: на первом плане появляется лицо человека, похожее на маску — портрет внутреннего состояния. На втором плане — пейзаж, раскрывающий и усиливающий настроение героя.

Второй тип: противостояние одиночки и толпы, бредущей в противоположную сторону от героя и оставляющей его в полном одиночестве.
Одиночество и меланхолия
Взаимоотношения полов в творчестве Мунка всегда сложны. Мужчина и женщина страстно любят друг друга и страдают одновременно. Мунк пишет отношения во всём их разнообразии: поцелуи, влечение, ревность, болезненные расставания. Причём чаще всего он говорит о влюблённости через призму уже случившегося расставания: «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел». Влюблённые тесно связаны друг с другом, но одновременно, даже находясь рядом, очень далеки друг от друга. Отношения между ними сложны и больше похожи на зависимость, которая их тяготит.
Мужчина и женщина
Эти два явления вошли в жизнь Мунка в раннем детстве и оставили неизгладимый след в его душе. Все свои переживания он перенёс на холсты. Болезнь в представлении Мунка имеет лишь один финал — смерть. Именно поэтому он изображал тягостные сцены последних минут жизни умирающих в окружении их семей. Эффект «перехода» от жизни к смерти Мунк усилил за счёт техники жидкого масла, которая создаёт эффект дематериализации объекта, его постепенного исчезновения.
Болезнь и смерть
Мунк часто работал с одними и теми же образами, композиционными и живописными приёмами, наделяя их символическим смыслом. Так у художника сложился свой визуальный словарь. Однако надо помнить, что трактовка этих образов не всегда однозначна и меняется в зависимости от сюжета.

Кроме того, Эдвард Мунк часто работает с одними и теми же темами, интерпретируя их по-разному.

Мы предлагаем вам памятку с главными принципами, на которых основываются работы Мунка, чтобы вы могли «читать» его картины. А также прилагаем список наиболее важных для творчества художника тем и наиболее характерное их прочтение.
Мертвая мать, 1900
Пепел, 1894
Красный плющ, 1900
Три стадии женщины, 1894
Автопортрет с головой трески, 1940
Живописные приёмы
Расставание, 1896
Линии координат — вертикаль и горизонталь — становятся символами мужского и женского начал. Жёсткая вертикаль может быть выражена стволом дерева или лунной дорожкой на воде. Мягкое женское начало — горизонталь — представлена в виде текучих линий волн, берега или горизонта. В результате через соотношение фигур и элементов пейзажа Мунк передаёт идею соотношения полов.
Горизонталь и вертикаль
Автопортрет с рукой скелета, 1895
Для усиления эффекта погружения в картину Мунк окружал изображения рисованной рамкой. Рама, будучи частью изображения, усиливает образ, вводит дополнительные смыслы и создаёт эффект замкнутости героев в пространстве, которое они не в силах покинуть.
Внутренняя рама
Глаза в глаза, 1894
Иногда же, наоборот, с помощью композиции Мунк раскрывает идею противостояния мужского и женского начал.
Поцелуй, 1897
Композиция в картинах Мунка становится одним из средств воплощения смысла. Расположение предметов и героев подсказывает нам прочтение картины. Например, герои могут сливаться в страстном поцелуе, воплощая идею болезненной, разрушающей индивидуальность связи.
Композиция
У смертного одра, 1895
Кроме того, Мунк часто намечал фигуры только контуром и работал жидким маслом, что позволяло краске ложиться тонким, почти прозрачным слоем. Это художественное решение придавало картинам эскизный характер. Таким образом, идею бренности человека и материи художник передавал не только на уровне сюжета, но и на уровне техники. Герои его картин будто бы исчезают, растворяются в пространстве в момент перехода в небытие.
Меланхолия, 1894
Мунк редко прописывал образы детально, даже если речь шла о его семье и близких друзьях. Для Мунка их жизни, как и его собственная, становились поводом поразмышлять о человечестве в целом. Художник возводил частное в степень всеобщего.
Манера письма
Символизм образов
Женские персонажи выступают в роли рокового, губительного для мужчины начала. Они отождествляются с несчастьем, душевной и физической болью и даже смертью. Женщина в творчестве Мунка — это и муза, и губительница души.
Женщина
Нередко обычное дерево превращается на полотнах Мунка в Древо познания добра и зла, позволяя трактовать работу через христианскую философию. В аллегорической форме Мунк обратился к ветхозаветной истории о первых людях — Адаме и Еве. Обнажённые фигуры на его картине стоят рядом с деревом или тянутся за запретными плодами, а в их позах содержится намёк на то, что Ева вот-вот совершит грех. В религиозных образах угадываются черты возлюбленных художника и его собственные.
Дерево с плодами
Луна — излюбленный образ символистов. Она связана с идеей о потустороннем мире, мистикой и загадкой, скрытым смыслом, который нельзя постичь логически, только интуитивно. К тому же, лунная дорожка — символ мужского начала.
Луна
Пейзаж у Мунка всегда символичен и не служит исключительно декорацией или театральным задником для сюжета. Окружающий мир — это ландшафт души героя, он отражает эмоции и переживания изображаемого Мунком человека через цвет, линии пейзажа и движение мазков.
Пейзаж
Тень у Мунка связана с ощущением страха и дурных предчувствий. Сам художник писал об этом так: «Я пугаюсь собственной тени... Зажигая лампу, я внезапно вижу свою огромную тень, покрывающую пол стены и доходящую до потолка. В большом зеркале над камином я вижу себя — это лицо призрака. И я провожу время в обществе покойников — матери, сестры, дедушки и отца, больше всего с Отцом. Воспоминания возвращаются ко мне».
Тень
Созревание, 1894
Крик, 1893
Голос, 1896
Метаболизм, 1899
Вампир, 1893