Эта тема раскрывается в творчестве Мунка через создание фотографических и живописных автопортретов. Художник фиксирует изменения не столько своего внешнего облика, сколько душевного состояния на протяжении всей жизни.
Изображение этапов человеческой жизни — один из типичных для символистов мотивов. Мунк воплощал их в образах юной, зрелой и пожилой женщин, которые символизировали каждый из этапов жизни. Юность — это независимость, мечтательность и чистота, зрелость — порочность, дерзость и открытая страстность, старость — одиночество, страх и бессилие.
Темой возрастов жизни художник напоминает о скоротечности существования и бренности бытия. Молодость и красота не могут быть вечными, им рано или поздно приходит конец — одиночество и смерть.
Герои Мунка всегда одиноки, как и он сам. Как правило, отрешённость и противопоставление себя миру художник изображает в виде двух типов композиции. Первый тип: на первом плане появляется лицо человека, похожее на маску — портрет внутреннего состояния. На втором плане — пейзаж, раскрывающий и усиливающий настроение героя.
Второй тип: противостояние одиночки и толпы, бредущей в противоположную сторону от героя и оставляющей его в полном одиночестве.
Взаимоотношения полов в творчестве Мунка всегда сложны. Мужчина и женщина страстно любят друг друга и страдают одновременно. Мунк пишет отношения во всём их разнообразии: поцелуи, влечение, ревность, болезненные расставания. Причём чаще всего он говорит о влюблённости через призму уже случившегося расставания: «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел». Влюблённые тесно связаны друг с другом, но одновременно, даже находясь рядом, очень далеки друг от друга. Отношения между ними сложны и больше похожи на зависимость, которая их тяготит.
Эти два явления вошли в жизнь Мунка в раннем детстве и оставили неизгладимый след в его душе. Все свои переживания он перенёс на холсты. Болезнь в представлении Мунка имеет лишь один финал — смерть. Именно поэтому он изображал тягостные сцены последних минут жизни умирающих в окружении их семей. Эффект «перехода» от жизни к смерти Мунк усилил за счёт техники жидкого масла, которая создаёт эффект дематериализации объекта, его постепенного исчезновения.
Мунк часто работал с одними и теми же образами, композиционными и живописными приёмами, наделяя их символическим смыслом. Так у художника сложился свой визуальный словарь. Однако надо помнить, что трактовка этих образов не всегда однозначна и меняется в зависимости от сюжета.
Кроме того, Эдвард Мунк часто работает с одними и теми же темами, интерпретируя их по-разному.
Мы предлагаем вам памятку с главными принципами, на которых основываются работы Мунка, чтобы вы могли «читать» его картины. А также прилагаем список наиболее важных для творчества художника тем и наиболее характерное их прочтение.
Автопортрет с головой трески, 1940