Как смотреть
картины Эдгара Дега?
Эдгар Дега считал, что «художник должен подходить к своей работе в духе преступника, собирающегося совершить преступление». Сам импрессионист тоже следовал этому принципу. Он изображал современную жизнь Парижа и использовал для этого приёмы старых мастеров и современников так, как до него никто не делал.
На примере картины «Людовик Галеви и Альбер Буланже-Каве за кулисами Оперы» рассказываем, из чего состоит неповторимая манера живописи Дега.
Остросоциальный сюжет
Вслед за реалистами Дега выбирает неприглядную, злободневную тему, с которой хорошо знакомы его современники. Перед нами друзья художника — писатель Людовик Галеви и ответственный по делам театров чиновник из Министерства внутренних дел Альбер Буланже-Каве. Мужчины стоят за кулисами, ждут антракта и встречи с балеринами. В них можно узнать абонне — влиятельных покровителей балерин, к числу которых относился и сам Дега.
Непринуждённые позы
Дега не пишет парадных портретов, для него важнее запечатлеть случайный момент из жизни друзей. Его герои не позируют. Кажется, что зритель вместе с Дега случайно заметил мужчин, когда шёл мимо. В этом Дега созвучен импрессионистам, которые пытались отразить на холсте мимолётное состояние природы и человека.
Необычный ракурс
Зритель смотрит на происходящее сверху, слегка сбоку. Такой ракурс, как и непринуждённые позы персонажей, помогает создать ощущение, что мы заметили эту встречу случайно.
Асимметричная композиция
Изображение делится на неравные смысловые части. Мы видим большой кусок стены справа, а слева — закулисье и мужчин. Композиция оборвана, как будто картину обрезали по краям, и похожа на фотографию. Этот не принятый в европейской живописи приём освобождает работу от парадности и помпезности.
Нежный и светлый колорит
Пастельные цвета придают изображению невесомость. Дега использует мягкие оттенки зелёного и синего, красноватую охру и песочный оттенок коричневого. Даже чёрный на картине — это не совсем чёрный! Художник пишет пальто мужчин с нежными бликами синего и зелёного.
Акцент на линии
Дега называли «колористом посредством линий». В отличие от импрессионистов он работал не с пятнами цвета, а с линиями цвета. «Я всегда призывал своих современников искать интерес и вдохновение в рисунке, но они не слушали. Они думали, что путь к спасению лежит через цвет», — объяснял Дега. Об этой страсти к линии, позаимствованной у Энгра, говорят штрихи охры и коричневого на стене справа и длинные мазки голубого и зелёного на стене слева. Кроме того, Дега очень внимательно прорисовывает силуэты, чтобы сделать акцент на движении фигур.
Техника пастели
Пастельные рисунки — особенность зрелого творчества Дега. Обратите внимание на мягкие переходы между разными оттенками цвета, в которых при этом не теряется линия. Именно пастель позволила художнику соединить принципы графики и живописи — линию Энгра и колорит Делакруа. Кроме того, пастель усиливает эффект мимолётности происходящего. Из-за неё картина выглядит как набросок, который художник быстро сделал во время антракта.
Остросоциальный сюжет
Вслед за реалистами Дега выбирает неприглядную, злободневную тему, с которой хорошо знакомы его современники. Перед нами друзья художника — писатель Людовик Галеви и ответственный по делам театров чиновник из Министерства внутренних дел Альбер Буланже-Каве. Мужчины стоят за кулисами, ждут антракта и встречи с балеринами. В них можно узнать абонне — влиятельных покровителей балерин, к числу которых относился и сам Дега.
Непринуждённые позы
Дега не пишет парадных портретов, для него важнее запечатлеть случайный момент из жизни друзей. Его герои не позируют. Кажется, что зритель вместе с Дега случайно заметил мужчин, когда шёл мимо. В этом Дега созвучен импрессионистам, которые пытались отразить на холсте мимолётное состояние природы и человека.
Необычный ракурс
Зритель смотрит на происходящее сверху, слегка сбоку. Такой ракурс, как и непринуждённые позы персонажей, помогает создать ощущение, что мы заметили эту встречу случайно.
Асимметричная композиция
Изображение делится на неравные смысловые части. Мы видим большой кусок стены справа, а слева — закулисье и мужчин. Композиция оборвана, как будто картину обрезали по краям, и похожа на фотографию. Этот не принятый в европейской живописи приём освобождает работу от парадности и помпезности.
Нежный и светлый колорит
Пастельные цвета придают изображению невесомость. Дега использует мягкие оттенки зелёного и синего, красноватую охру и песочный оттенок коричневого. Даже чёрный на картине — это не совсем чёрный! Художник пишет пальто мужчин с нежными бликами синего и зелёного.
Акцент на линии
Дега называли «колористом посредством линий». В отличие от импрессионистов он работал не с пятнами цвета, а с линиями цвета. «Я всегда призывал своих современников искать интерес и вдохновение в рисунке, но они не слушали. Они думали, что путь к спасению лежит через цвет», — объяснял Дега. Об этой страсти к линии, позаимствованной у Энгра, говорят штрихи охры и коричневого на стене справа и длинные мазки голубого и зелёного на стене слева. Кроме того, Дега очень внимательно прорисовывает силуэты, чтобы сделать акцент на движении фигур.
Техника пастели
Пастельные рисунки — особенность зрелого творчества Дега. Обратите внимание на мягкие переходы между разными оттенками цвета, в которых при этом не теряется линия. Именно пастель позволила художнику соединить принципы графики и живописи — линию Энгра и колорит Делакруа. Кроме того, пастель усиливает эффект мимолётности происходящего. Из-за неё картина выглядит как набросок, который художник быстро сделал во время антракта.