Гид по вселенной
Дэвида Финчера
Кто вдохновляет режиссёра
Коппола считал, что изображение на экране должно быть максимально тёмным — вне зависимости от времени суток. Такая эстетика отлично вписывается в систему ценностей Финчера.
Фрэнсис Форд Коппола, режиссёр
«Крёстный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1972
Финчер вслед за Кубриком обожает делать чудовищное количество дублей: на «Социальной сети» у него было по 100 дублей, а на недавно снятом «Манке» он дошёл до 300 дублей.
Стэнли Кубрик, режиссёр
Отсылки к построенным на тропе «женщина в беде» фильмам Хичкока можно найти в «Комнате страха» и «Исчезнувшей» Финчера.

Альфред Хичкок, режиссёр
«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу», реж. Стэнли Кубрик, 1963
«Психо», реж. Альфред Хичкок, 1960
Лучшие фильмы
Самое серьёзное высказывание
«Манк», 2020
Самый прорывной фильм
«Бойцовский клуб», 2010
Первый фильм на важную тему
«Семь», 1995
Дебютный фильм
«Чужой³», 1992
Как работает над сценарием
Большинство фильмов режиссёра — либо экранизации бестселлеров, либо основаны на реальных событиях
Из взятой за основу истории исключается интрига и саспенс
Сюжет отражает клиповое мышление режиссёра
«Зодиак», 2007
«Семь», 1995
«Социальная сеть», 2010
В 70-е годы в Сан-Франциско, где проходило детство режиссёра, орудовал маньяк Зодиак. Финчер попытался проработать страх детства, сняв фильм на основе журналистских расследований о событиях тех дней.
В триллере отсутствует саспенс, потому что рядом с героями нет маньяка, а все убийства происходят за кадром — в результате зритель не чувствует опасность.
Зритель знает, что в конце двухчасового фильма Facebook станет успешной социальной сетью, но в каждой сцене обязательно присутствует конфликт (как в коротком рекламном ролике), который компенсирует отсутствие саспенса.
О чём снимает
Насилие в современном обществе
Симулякры: копии, не имеющие оригиналов
Зависимость людей от цифровых технологий
«Бойцовский клуб», 1999
«Исчезнувшая», 2014
«Комната страха», 2002
Мужчины организуют драки, чтобы получить всплеск адреналина и почувствовать себя первобытными воинами.
Жена инсценирует своё исчезновение, чтобы подставить мужа, а СМИ освещают эту историю так, что зрители начинают верить в события, которых в реальности не было.
Мама с дочкой переезжают в дом, оборудованный специальной комнатой, в которой можно спрятаться, если в дом залезут воры. Когда опасность заставляет героинь укрыться в комнате, их единственной связью с миром оказываются камеры слежения.
Главные герои фильмов
Серийный убийца
Сильная женщина
Вне зависимости от рода деятельности героя, он — зеркало современного общества
«Зодиак», 2007
«Девушка с татуировкой дракона», 2011
«Семь», 1995
Убийца терроризирует Сан-Франциско на протяжении 12 лет и высмеивает полицейских, пытающихся расследовать дело.
Главная героиня — своеобразный Джеймс Бонд. В отличие от слабого героя она водит любые машины и мотоциклы и отлично управляется с оружием.
В конце фильма появляется маньяк и говорит, что его зовут Джон Доу (абстрактная замена любому имени, которое используется в американских документах) — человек без личности, за именем которого скрывается жестокость всего общества.
С кем любит работать
Брэд Питт
Джефф Кроненвет
Самый важный и любимый актёр Финчера, снявшийся в трёх его фильмах.
Постоянный кинооператор, создающий фирменные кадры с тусклым освещением и крупными планами.
Особенности съёмки
Клаустрофобичные мизансцены, отсутствие «воздуха» в кадре.
Композиция
Цвет
«Чужой³», 1992
«Семь», 1995
«Социальная сеть», 2010
Композиция
Крупные планы для акцента на деталях.
Мрачная цветовая гамма (доминируют синий и коричневый цвета).
Тёмный кадр с искусственным освещением
Стиль
Движение камеры
«Игра», 1997
«Загадочная история Бенджамина Баттона», 2008
«Комната страха», 2002
Свет
Компьютерная графика, подчёркивающая нереальность истории.
Стабильная камера: никакой ручной съёмки.