Сохранить
Какие символы использовал в своих работах Дали и что они значат
Словарь Символов Сальвадора Дали
Полотна Сальвадора Дали наполнены мистическими символами, с помощью которых художник переносил на холст свои сновидения, страхи и скрытые желания. Его «параноидально-критический» метод живописи, при котором художник искал вдохновение в параноидальном состоянии, позволял создавать завораживающие сюрреалистические картины. Работы дали можно разглядывать бесконечно, вновь и вновь пытаясь найти ключ к ним. Помочь в этом могут любимые мотивы и образы Дали, кочующие из картины в картину. В этой памятке мы собрали главные из них.

Постоянство памяти, 1931
Расплавленные часы
Выдвижные ящики
Расплавленные часы — один из самых узнаваемых образов Дали. Сам художник говорил, что создал образ расплавленных часов, вдохновившись тающим на солнце сыром камамбером.

С одной стороны, такие часы — символ относительности пространства и времени, философское рассуждение о крахе наших представлений о фиксированном космическом порядке.

С другой стороны, это и более личный символ для Дали: с помощью часов художник мог показывать страх перед утекающим временем.
Впервые горящий жираф появился в работах Дали в 1937 году, когда художник посетил Вену. Предчувствуя скорую катастрофу в виде новой войны, Дали создал необычный символ апокалипсиса: «мужских космическо-апокалиптических монстров» (так он называл жирафов).

Спустя годы после появления первого жирафа Дали говорил, что его картины конца 30-х годов были предзнаменованиями Второй мировой войны.
Дали часто использовал популярный среди сюрреалистов приём: объединял несочетаемые образы и предметы, создавал абсурдные композиции.

Слоны, которые обычно ассоциируются с властью и силой, у Дали передвигаются на тонких и хрупких длинных ногах. В таком виде слон для Дали становится символом контраста прочности и хрупкости, прошлого и современности.
Выдвижные ящики, встроенные в человеческие тела, Дали создал под влиянием фрейдистской психологии. Они символизируют подсознательное: в них хранится всё скрытое, в них прячутся наши страхи и комплексы.

Сам художник объяснял этот образ так: «Единственное различие между бессмертной Грецией и нашей эпохой — это Зигмунд Фрейд, который обнаружил, что человеческое тело, которое в греческие времена было просто неоплатоническим, теперь заполнено секретными ящиками, которые открываются только с помощью психоанализа».
Костыли
Яйцо
Муравьи
Кипарисы
На картинах Дали костыли выступают как опоры, они поддерживают мягкие структуры. Дали писал, что его деревянные костыли отсылают к картезианству, философской мысли сильного скептицизма и рационализма. Они — воплощение рациональности в мире. Однако чаще всего костыли очень хрупкие и тонкие, тогда как формы, которые они поддерживают, выглядят объёмными и тяжёлыми. Так Дали показывает, что всё рациональное лишь символически поддерживает мир вокруг, и костыли в этом контексте становятся символами слабости или уязвимости современного мира и человека.
Для Дали яйцо служит символом возрождения. Иногда в яйце на картинах Дали зарождается новая жизнь — из разбитой скорлупы вырастает цветок. Но чаще всего яйцо присутствует в работах как загадочная и молчаливая деталь.
В детстве Дали почувствовал восхищение и отвращение одновременно, увидев, как муравьи пожирают останки умершего животного. Этот символ, соединивший противоположные эмоции, усиливает тему упадка, разложения и эфемерности бытия на полотнах художника.
Когда юный Дали учился в школе, в ожидании окончания уроков он смотрел в окно на кипарисы. По тому, как свет солнца падал на листву, он пытался определить, как много оставалось до конца учебного дня. Потому кипарисы для Дали — символ измерения времени.
Горящий жираф, 1937
Искушение святого Антония, 1946
Венера Милосская с ящиками, 1936
Мягкий автопортрет с жареным беконом, 1941
Метаморфозы Нарцисса, 1937
Великий мастурбатор, 1929
Утреннее окостенение кипариса, 1934
Слоны на тонких ножках
Горящие жирафы