Главные нововведения Леонардо да Винчи
Как же определить, что работа принадлежит Леонардо (или хотя бы его ближайшим ученикам)? Давайте разберём одну картину мастера и выделим элементы, на которые стоит обращать внимание.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», 1508–1510 Лувр, Париж
Главные нововведения Леонардо да Винчи
Как же определить, что работа принадлежит Леонардо (или хотя бы его ближайшим ученикам)? Давайте разберём одну картину мастера и выделим элементы, на которые стоит обращать внимание.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», 1508–1510 Лувр, Париж
Тональная перспектива
+
Глубина пространства создаётся за счёт распределения цвета на работе. Тёмный коричневый для ближнего плана, холодный синий для дальнего.
Воздушная перспектива
+
На заднем плане пейзаж постепенно растворяется, горы будто исчезают в голубой дымке.
Сфумато
+
Этот метод представляет собой лёгкое затемнение, которое делает переход между цветами и тонами плавным и помогает художнику создать правдоподобное изображение. Обратите внимание на лица с мягкими переходами между светом и тенью.
Естественная поза
+
Картины, на которых Христос сидит на коленях у Мадонны, а она, в свою очередь, на коленях Святой Анны, встречались ещё в Средневековье. Но, в отличие от других картин с такой композицией, у Леонардо позы святых кажутся естественными за счёт разворота тел в три четверти.
Детализированность
+
Точные проработки шерсти и фигуры агнца отражают интерес Леонардо к натурным зарисовкам природы. Благодаря этим наработкам он смог изобразить агнца в активной и при этом реалистичной позе.
Пирамидальная композиция
+
Леонардо считал, что треугольник с широким основанием — идеальная композиция, которую человеческий глаз воспринимает легче всего. Всё самое тяжёлое находится внизу, самое лёгкое — наверху.
Тональная перспектива
Глубина пространства создаётся за счёт распределения цвета на работе. Тёмный коричневый для ближнего плана, холодный синий для дальнего.
Воздушная перспектива
На заднем плане пейзаж постепенно растворяется, горы будто исчезают в голубой дымке.
Сфумато
Этот метод представляет собой лёгкое затенение, которое делает переход между цветами и тонами плавным и помогает художнику создать правдоподобное изображение. Обратите внимание на лица с мягкими переходами между светом и тенью.
Естественная поза
Картины, на которых Христос сидит на коленях
у Мадонны, а она, в свою очередь, на коленях Святой Анны, встречались ещё в Средневековье. Но, в отличие от других картин с такой композицией, у Леонардо позы святых кажутся естественными за счёт разворота тел в три четверти.
Детализированность
Точные проработки шерсти и фигуры агнца отражают
интерес Леонардо к натурным зарисовкам природы. Благодаря этим наработкам он смог изобразить агнца в активной и при этом реалистичной позе.
Пирамидальная композиция
Леонардо считал, что треугольник с широким основанием — идеальная композиция, которую человеческий глаз воспринимает легче всего. Всё самое тяжёлое находится внизу, самое лёгкое — наверху.