Сохранить
Марк Шагал: хронология творчества
Мойша Шагал, мальчик из небогатой еврейской семьи, не мог представить, что станет одним из самых известных и значимых художников XX века. Но уникальный стиль и волшебство его работ покорили мир и сделали Шагала известным художником и признанным мастером ещё при жизни.
Как сформировался особый стиль художника, какие художники на него повлияли и чем отличаются работы Шагала в разные периоды творчества? Обо всём этом расскажет наша памятка.


Период
Важные личности
1887–1910
Становление
Витебск, Санкт-Петербург
1910-1914
Поиски
Париж
Столкновение с супрематизмом
Витебск, Москва
1643–1657
1923–1952
Кристаллизация стиля
Париж, Нью-Йорк
1
3
5
7
Обрезание, 1909
© Частное собрание
Иегуда Пэн, художник-реалист, руководитель курсов рисунка в Витебске, первый учитель Шагала
Голгофа, 1912
© Эрмитаж
Мужчина на крыше, 1920–1922
© Эрмитаж
Любовники, 1929
© Эрмитаж
Поль Гоген, художник-постимпресисонист, источник вдохновения для Шагала
Леон Бакст, художник-декоратор русского балета, учитель Шагала
Николай Рерих, художник-неопримитивист, учитель Шагала
Пабло Пикассо, художник-кубист, старший коллега Шагала
Робер Делоне, художник-кубист, друг и источник вдохновения для Шагала
Казимир Малевич, авангардист, художник-супрематист, негласный соперник Шагала
1952–1985
Поздние работы
Лазурный берег
9
Любовники, 1970-е
© Эрмитаж
Вава Бродская, вторая жена, арт-менеджер Шагала
1887–1910
Становление
Витебск, Санкт-Петербург
Шагал начинает путь художника в 14 лет. В 1909 году он поступает в школу рисования и пять лет трудится там под руководством Иегуды Пэна, художника-реалиста. У Пэна Шагал не только узнаёт об основах рисунка и живописного мастерства, но и учится говорить на универсальном языке искусства о родных еврейских сказаниях и мифах. Однако устаревший реализм быстро наскучивает художнику, и он уезжает работать в Санкт-Петербург. Там он учится на картинах лучших современных мастеров: Рериха, Бакста и Гогена.

Все они по-своему открывают Шагалу искусство примитивизма, что видно по типичной работе этого периода — «Обрезанию». Перед нами еврейская бытовая сценка, написанная в примитивистской манере. Фигуры плоские и упрощённые, нет правильной перспективы и светотеневой проработки фигур. Шагал использует сюжет в духе Иегуды Пэна, но облачает его в одежды неопримитивизма.
1910–1914
Поиски
Париж
Шагал переезжает в Париж и попадает в центр бурлящей художественной жизни города. Четыре года он проводит в Улье — коммуне на окраине, где живут начинающие художники, литераторы и поэты. Там Шагал много работает над картинами и под влиянием Пабло Пикассо и Робера Делоне заболевает кубизмом.

«Голгофа» — типичная работа первого парижского периода Шагала. В ней появляются два важных открытия: декоративная кубистическая форма и яркий, локальный цвет. Посмотрите, художник будто бы разбивает изображение на геометрические фигуры и каждую из них заполняет одним яркой краской. Эти принципы работы с цветом и формой с парижского периода и до конца жизни художника становятся важными элементами его творчества.
1915–1922
Столкновение с супрематизмом
Витебск, Москва
Художник возвращается на родину, которая поглощена войной и революцией, и ищет своё место в этом меняющемся мире. Шагал сталкивается с новым направлением в искусстве — супрематизмом, а также с его главным представителем — Казимиром Малевичем.

Революционный Витебск и Малевич влияют на творчество Шагала. В работе «Мужчина на крыше» мы видим привычный для художника сюжет — еврея, летающего над крышами бедных домов Витебска. Однако здесь художник уже не дробит изображение по принципу калейдоскопа, как это было в Париже. Теперь Шагал работает с геометрическими формами как супрематист. Его большие и простые геометрические фигуры заполняют бо́льшую часть картины на манер коллажа.
1923–1952
Кристаллизация стиля
Париж, Нью-Йорк
Шагал покидает Россию и оставляет в прошлом художественные эксперименты с живописью. В его творчестве наступает период спокойствия. Оформляется индивидуальный стиль: с помощью цвета художник находит идеальный баланс между упрощёнными формами примитивизма и сложностью кубизма.

Картина «Любовники» — идеальный пример работы этого периода. Шагал использует типичный для себя сюжет и работает яркими пятнами цвета, как это делал бы ребёнок, раскрашивающий фигуры. Контуры изображения словно тают в потоках света. От кубизма Шагал оставляет здесь наложение одних фигур на другие и лёгкую геометризацию. Посмотрите на тело девушки. Кажется, что оно вот-вот превратится в песочные часы.
1952–1985
Поздние работы
Лазурный берег
Поздний период в живописи Шагала достаточно противоречив. С одной стороны, художник плодотворно работает благодаря помощи, которую ему оказывает жена Вава Бродская. Она не подпускает никого к художнику, и он полностью сосредотачивается на искусстве.

С другой стороны, Шагал всё хуже владеет рукой: из-за этого он уже не может чётко прописывать контуры и выстраивать композицию. Работа 1970-х «Любовники» демонстрирует эти характерные для поздней живописи Шагала особенности. Художник повторяет на холсте ставшие легендарными образы: любовников, цветы, город и летящую фигуру. Но при этом Шагал работает эскизно и быстро, так как у него больше нет возможности прорабатывать детали.