Сохранить
Шагал, мастер техник
Как художник работал с керамикой, графикой, витражами и мозаикой

«Достоинство художника состоит в том, чтобы оставаться чутким к чудесным сторонам мира», — считал Шагал. Он никогда не переставал учиться и открывать для себя новые стороны и формы искусства. Шагал был верен своим любимым темам и символам, но при этом до конца жизни был открыт экспериментам. Он испробовал несколько художественных техник и в каждой из них проявил себя по-новому. Посмотрим, каким был Шагал в графике, керамике, витраже и мозаике.
1920
1930
1940
1950
1960
1970
1980
графика
керамика
витраж
мозаика
1920–1950-е
1940–1960-е
1950–1970-е
1960–1980-е
Иллюстрации к «Мёртвым душам». 1948
Дева и чудовище. 1962
Иерусалимские витражи. 1950-е
Четыре сезона. 1974
графика
керамика
витраж
мозаика
Библия, классическая литература (Николай Гоголь, Жан де Лафонтен, Лонг), автобиография
Библия, анимализм
Библия, образы национальной культуры
Соединение разных сюжетов, нет главенствующей темы
«Для меня витраж символизирует прозрачную перегородку между моим сердцем и сердцем мира. Витраж — это волнующая форма, ей нужна и серьёзность, и страсть. Витражи должны быть живым светом. Чтение Библии — это уже свет, а витраж должен усиливать это чувство своим изяществом и простотой».
«Искусство керамики — это не больше, чем сочетание огня и глины. Если то, что вы предлагаете огню, хорошо, то он отдаст вам что-то в ответ. … Испытание огнём безжалостно».
«Необходимо уважать технику мозаики. Тебе нужно любить технику, если ты хочешь передать через неё что-то отличное от того, что есть в масле и на холсте».
графика
керамика
витраж
мозаика
графика
керамика
витраж
мозаика
Главные темы
Отношение Шагала к технике
Акценты Шагала
Литературность и мифотворчество Марка Шагала ярче всего проявляются в его книжной иллюстрации.

Шагал не просто иллюстрирует текст книги, но связывает его с миром собственных образов и наполняет текст символами. Например, Шагал помещает небольшие рисунки в буквы. Посмотрите на иллюстрацию: там видно, как крестьяне весело выглядывают из инициала (то есть из буквицы) «D».
Шагал всю жизнь пытался наполнить цвет светом. И витражи дали ему эту возможность.

Шагал интуитивно находит подходящее сочетание цвета и света в витражах. В каждом из них правит один цвет, который задаёт общий колорит. Интересно, что художник изображает на витражах разные растения и стада животных, которые символизируют процветание Израиля при правлении Иосифа. Но зритель увлекается не сюжетом, а именно ярким колоритом, впечатление от которого усиливает проходящий через витраж свет.
В керамике Шагал проявляет себя как мастер работы со сложной формой.

Для него керамика — это тот же холст, но из другого материала. Керамика, по мысли Шагала, это не просто ваза или тарелка. Её задача намного шире. Шагал придаёт изображениям, которые обычно наносят на керамику, 3d-объём. Кроме того, он делает керамику метаморфозной, мастерски превращая один объект в другой. Посмотрите на фото: рука невесты становится ручкой кувшина, а рог коровы — ободком.
Шагала не останавливали никакие устоявшиеся правила работы с мозаикой. Он создавал искрящиеся панно.

По воспоминаниям мозаистов, которые каждый день выкладывали чикагское панно «Четыре сезона», маэстро Шагал мог прийти к ним во время работы и резко изменить подготовительные рисунки. Мастерам приходилось быстро подстраиваться. Возможно, именно поэтому в шагаловских мозаиках нет единства цвета и композиции. Зато в них бурлят яркие цвета и формы: весна сменяется летом, ребёнок становится частью матери, а карусель вплавляется в городской пейзаж.
графика
керамика
витраж
мозаика