Библия, классическая литература (Николай Гоголь, Жан де Лафонтен, Лонг), автобиография
Библия, образы национальной культуры
Соединение разных сюжетов, нет главенствующей темы
«Для меня витраж символизирует прозрачную перегородку между моим сердцем и сердцем мира. Витраж — это волнующая форма, ей нужна и серьёзность, и страсть. Витражи должны быть живым светом. Чтение Библии — это уже свет, а витраж должен усиливать это чувство своим изяществом и простотой».
«Искусство керамики — это не больше, чем сочетание огня и глины. Если то, что вы предлагаете огню, хорошо, то он отдаст вам что-то в ответ. … Испытание огнём безжалостно».
«Необходимо уважать технику мозаики. Тебе нужно любить технику, если ты хочешь передать через неё что-то отличное от того, что есть в масле и на холсте».
Отношение Шагала к технике
Литературность и мифотворчество Марка Шагала ярче всего проявляются в его книжной иллюстрации.
Шагал не просто иллюстрирует текст книги, но связывает его с миром собственных образов и наполняет текст символами. Например, Шагал помещает небольшие рисунки в буквы. Посмотрите на иллюстрацию: там видно, как крестьяне весело выглядывают из инициала (то есть из буквицы) «D».
Шагал всю жизнь пытался наполнить цвет светом. И витражи дали ему эту возможность.
Шагал интуитивно находит подходящее сочетание цвета и света в витражах. В каждом из них правит один цвет, который задаёт общий колорит. Интересно, что художник изображает на витражах разные растения и стада животных, которые символизируют процветание Израиля при правлении Иосифа. Но зритель увлекается не сюжетом, а именно ярким колоритом, впечатление от которого усиливает проходящий через витраж свет.
В керамике Шагал проявляет себя как мастер работы со сложной формой.
Для него керамика — это тот же холст, но из другого материала. Керамика, по мысли Шагала, это не просто ваза или тарелка. Её задача намного шире. Шагал придаёт изображениям, которые обычно наносят на керамику, 3d-объём. Кроме того, он делает керамику метаморфозной, мастерски превращая один объект в другой. Посмотрите на фото: рука невесты становится ручкой кувшина, а рог коровы — ободком.
Шагала не останавливали никакие устоявшиеся правила работы с мозаикой. Он создавал искрящиеся панно.
По воспоминаниям мозаистов, которые каждый день выкладывали чикагское панно «Четыре сезона», маэстро Шагал мог прийти к ним во время работы и резко изменить подготовительные рисунки. Мастерам приходилось быстро подстраиваться. Возможно, именно поэтому в шагаловских мозаиках нет единства цвета и композиции. Зато в них бурлят яркие цвета и формы: весна сменяется летом, ребёнок становится частью матери, а карусель вплавляется в городской пейзаж.