Микеланджело Меризи да Караваджо
(1571–1610)
Хронология жизни и творчества
Памятка расскажет об основных событиях и людях, повлиявших на итальянского художника в разные периоды его жизни.
+
Автопортрет, Симоне Петерцано, 1589
Портрет Констанци Колонна, Шипьоне Пульцоне, конец XVI века
Фермо Меризи – отец Караваджо, предположительно архитектор и управляющий у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо.
Лючия Аратори – мать Караваджо, дочь землевладельца из городка Караваджо.
Симоне Петерцано – бергамский художник, первый учитель Караваджо.
Маркиза Констанца Колонна – Жена Франческо Сфорца да Караваджо. Покровительствовала художнику почти до самой его гибели.
Портрет кардинала дель Монте, Оттавио Леони, 1616
Портрет Антиведуто Грамматика, Оттавио Леони, 1614
Автопортрет, Кавалер д’Арпино, 1640
Фрагмент с головой Феллиде Меландрони на картине «Юдифь и Олоферн», Караваджо, ок. 1598
Франческо дель Монте — итальянский кардинал, политик и знаток искусства, покровитель Караваджо.
Антиведуто Грамматика — художник-маньерист, с которым Караваджо создавал античные гротески для декора.
Джузеппе Чезари (Кавалер д'Арпино) — итальянский живописец-маньерист, в мастерской которого Караваджо писал «цветы и фрукты».
Филлиде Меландрони — римская куртизанка, подруга Караваджо, которая часто служила ему моделью при написании картин.
+
Портрет Асдрубале Маттеи, Последователь Караваджо, ок. 1615
Портрет сидящего мужчины, Карло Сарацени, начало XVII века
Павел V, Караваджо, 1605
Асдрубале Маттеи — римский аристократ, коллекционер искусства, вместе со своим братом Чирикао Маттеи выступал покровителем Караваджо.
Рануччо Томассони — римлянин, убитый Караваджо. О нём почти ничего неизвестно. Возможно, был сутенером Филлиде Меландрони, подруги Караваджо.
Павел V — римский папа, которому не понравился портрет кисти Караваджо.
+
Портрет Шипионе Боргезе, Оттавио Леони, нач. XVII века
Шипионе Боргезе — итальянский кардинал, коллекционер искусства, покровитель Караваджо, который ходатайствовал о его помиловании перед Папой.
Юноша с корзиной фруктов, Караваджо, ок. 1593
Марио Миннити — художник-караваджист, старый друг и модель Караваджо, который приютил его во время пребывания на Сицилии.
Портрет Алофа де Виньякура с пажом, Караваджо, ок. 1608
Алоф де Виньякур — магистр Мальтийского ордена. На его покровительство Караваджо надеялся, желая добиться прощения папы.
(1571–1591)
Ранние годы
Зрелые годы
(1600–1606)
Позднее изгнание
(1606–1610)
+
Становление
(1591–1600)
Ранние годы
(1571–1591)
Микеланджело Меризи появляется на свет в Милане. Его родители родом из небольшого городка Караваджо, название которого впоследствии станет прозвищем художника. Отец, Фермо Меризи, довольно скоро умирает. Мальчика воспитывают мать и жена маркиза, у которого служил Фермо.

Маркиза первой замечает художественный талант Караваджо. В 13 лет его отдают учеником к Симоне Петерцано, художнику-маньеристу, известному своими религиозными картинами на чёрном фоне. Петерцано поражает способность мальчика мгновенно и точно запечатлевать образы.

Однако у юноши неспокойный характер, он очень вспыльчив, из-за чего его жизнь то и дело осложняется скандалами и ссорами. Постоянные конфликты вынуждают Караваджо бежать из города, бросив там свои работы. Побывав в Венеции, художник отправляется в Рим, где и остаётся на несколько лет.
Становление
(1591–1600)
Караваджо обосновывается в Риме. Поначалу дела у художника идут плохо. У него нет денег, он долго не может найти подходящую работу и периодически скитается. Однажды Караваджо тяжело заболевает и оказывается в монастырской больнице для бедных, где проводит несколько месяцев.

Положение художника меняется, когда на его талант обращают внимание богатые покровители. Они берут Караваджо на службу и обеспечивают ему хорошее жалование. Следующие пять лет он живёт в замке кардинала Франческо дель Монте. В замке часто собираются либерально настроенные философы и учёные. Караваджо становится всё более известным.

Совсем ранние работы художника не сохранились, но современники вспоминали, что в его первых картинах были видны попытки подражать Микеланджело Буонаротти. В этот период Караваджо сначала работает как художник-декоратор, пишет «цветы и фрукты», гротески. Постепенно он переходит к жанровым произведениям, пишет натюрморты и прекрасных юношей. Притягательность этих работ приносит художнику славу. Кардинал дель Монте покупает картину «Игра в карты», после этого события за картинами мастера начинается настоящая охота. Однако многие художники-академисты недолюбливают Караваджо. Они считают его искусство слишком грубым, а религиозные работы — лишёнными возвышенности.
Зрелые годы в Риме
(1600–1606)
Этот период — пик карьеры Микеланджело да Караваджо. Художник живёт в вечном городе на широкую ногу и молниеносно тратит всё, что заработал. О нём говорят, как о «самом известном художнике в Риме». В знатных кругах считается модным пополнять свои частные коллекции картинами Караваджо. А вот публичные заказы мастера, такие, как оформление церквей, общество часто осуждает. Художника критикуют за чрезмерный реализм и использование «низких» деталей в религиозных сюжетах.

В любви гению везёт меньше, чем в карьере. Его главная страсть, куртизанка Маддалена Антоньетти, оставляет художника и выходит замуж за молодого литератора.

Взрывной темперамент не даёт мастеру вести спокойную благополучную жизнь. Из-за буйного нрава Караваджо не раз фигурирует в сводках полиции. Однажды в пылу стычки после игры в мяч художник убивает своего противника Рануччо Томассони. Это событие становится роковым: мастеру выносят смертный приговор и он бежит из Рима навсегда.
Позднее изгнание
(1606–1610)
Караваджо бежит из Рима в Неаполь. Здесь он живёт одиноко и скрытно. Благодаря покровительству семейства маркизов Колонна художник получает несколько важных заказов. Несмотря на изгнание, Караваджо много работает и создаёт мощные картины на религиозные сюжеты.

Талант художника высоко ценится в обществе, но Караваджо не собирается надолго оставаться в Неаполе: он всей душой стремится вернуться в Рим. У мастера появляется план. Он отправляется на Мальту, чтобы искать заступничества магистра Мальтийского ордена, потому что тот имеет влияние на папу. На Мальте Караваджо много работает, получает престижные заказы и за художественные заслуги его производят в рыцари. Появляется надежда, что теперь папа сменит гнев на милость и отменит смертный приговор.

Однако вскоре между художником и одним знатным рыцарем случается серьёзный конфликт, в результате которого Караваджо заключают в цитадель. Художник не сдаётся и бежит из тюрьмы сначала на Сицилию, потом снова в Неаполь. Благодаря хлопотам племянника папы, кардинала Боргезе, Караваджо получает реальный шанс на помилование. Но незадолго до счастливой развязки жизнь художника трагически обрывается. Больной малярией, он погибает на пути в Рим в городе Порто-Эрколе при загадочных обстоятельствах.