Микеланджело Меризи да Караваджо
Контрастное освещение, объёмные персонажи и насыщенный колорит — живопись Караваджо хорошо узнаваема. Однако мастер писал не всегда одинаково. Он экспериментировал с художественными средствами и техническими приёмами, так что его живописная манера со временем менялась. В этой памятке рассказываем, каким был стиль Караваджо в разные периоды его жизни.
Эволюция стиля
Вакх, Караваджо, ок. 1596
Композиция. На первом плане всего пара фигур или предметов — так, чтобы зритель мог тщательно разглядеть каждую деталь. Фигуры занимают большую часть полотна и выглядят монументальными.

Свет на картине моделирует объёмы и глубину изображения. Фигура юноши на картине «Вакх» выделяется за счёт контрастного освещения.

Колорит. Караваджо резко противопоставляет светлые оттенки тёмным. Белоснежные драпировки, ниспадающие с плеча Вакха, выделяют его фигуру на нейтральном фоне.

Натурализм. Образы на картинах Караваджо максимально реалистичны. Фрукты и цветы перед Вакхом выглядят настоящими, а нежная кожа молодого героя будто светится.
Погребение Христа, Караваджо, ок. 1603
Композиция. Художник начинает изображать целые группы персонажей, каждого со своим настроением. Это позволяет показать богатую палитру эмоций, как, например, на картине «Погребение Христа». Герои всё чаще предстают в динамичных позах и ракурсах. Караваджо также сдвигает акцент с первого плана вглубь картины. Всё это усиливает ощущение драматизма и театральной напряжённости.

Свет становится ещё более контрастным и подобно софиту выхватывает фигуры из темноты, в то время как фон чаще всего растворяется в кромешной тьме.

Колорит. Мастер продолжает использовать яркие оттенки. Белоснежно-белый саван Христа контрастирует с ярко-красной накидкой Иоанна, но гармонично дополняется тёмно-синим одеянием Марии на заднем плане. Охристые и чёрные тона оттеняют эти яркие чистые оттенки, в итоге объединяя все цвета в единое колористическое пространство.

Натурализм. Караваджо пишет героев своих картин с простых людей, за которыми он наблюдает на римских улицах. Мастер не пытается показать их внешность идеальной. Напротив, он в мельчайших подробностях прорабатывает индивидуальные черты, зачастую далёкие от канонической красоты. Так, святой Никодим, держащий ноги Христа, выглядит как простой житель низших слоев Рима — в простой грубой одежде, с густой бородой, напряжённым и местами покрасневшим лицом.
Воскрешение Лазаря, Караваджо, 1609
Композиция отличается монументальным размахом и напряжённостью. Уже не отдельная группа, а множество фигур населяют пространство картины «Воскрешение Лазаря». Все герои охвачены эмоциями — они жестикулируют и волнуются. Персонажи могут не занимать всё пространство картины. Караваджо специально оставляет значительную часть композиции пустой. Она давит своей темнотой, усиливает атмосферу волнения и таинственности.

Свет работает иначе, чем на более ранних картинах. Местами он растворяет очертания лиц и предметов во тьме. Например, растворяется лицо Иисуса и правая кисть Лазаря. Иногда свет, напротив, ложится настолько резкими вспышками, что свечение кажется сверхъестественным, как на теле Лазаря. Этот световой эффект рождает ощущение напряжерия и трагичности.

Колорит становится более сдержанным. Здесь уже нет такого однозначного контраста. Все цвета немного смешиваются друг с другом. Из смеси чёрного, охры и белил рождается специфический грязно-белый тон, едва светящийся в темноте.

Натурализм. Как и в предыдущий период, Караваджо изображает настоящих людей, которых видит вокруг себя. Но реализм в позднем творчестве художника порой уступает драматизму за счёт того, что композиция усложняется, а свет становится мистическим.
+
1600–1606
Зрелый период
+
1606–1610
Поздний период
+
1591–1600
Ранний период
1591–1600
Ранний период
Художник создаёт в основном жанровые работы — «цветы» и «головы». Уже в этот период Караваджо начинает формировать неповторимую манеру письма.
1600–1606
Зрелый период
Караваджо создаёт мощные монументальные композиции на религиозные сюжеты.
1606–1610
Поздний период
В позднем творчестве Караваджо ярко видны его собственные трагические переживания. Религиозная живопись наполнена мраком и отчаянием. Картины этого периода относят к «взволнованному стилю».