Картины Питера Брейгеля Старшего можно узнать по разным признакам: композиции, героям, колориту, темам.
Разберём эти отличительные особенности на примере работы «Охотники на снегу» и с её помощью поймём, как Брейгель выстраивает свои картины.
Как читать картину Брейгеля?
Картины Питера Брейгеля Старшего можно узнать по разным признакам: композиции, героям, колориту, темам.
Разберём эти отличительные особенности на примере работы «Охотники на снегу» и с её помощью поймём, как Брейгель выстраивает свои картины.
«Главный» герой
+
Брейгель часто помещает ключевых для сюжета героев в угол композиции. А иногда прячет в толпе так, что зрителю сложно их разглядеть. Так художник создаёт неожиданное решение для знакомого сюжета.
Активная диагональ
+
Брейгель затягивает зрителя в картину с помощью единой композиционной диагонали, которую он проводит от ближнего плана к дальнему. Диагональ соединяет собак в левом нижнем углу с горами в правом верхнем и проходит через охотников, деревья и дорогу между прудами.
Взгляд сверху
+
Благодаря выбранной точке обзора зрителю кажется, что он находится выше героев картины, будто птица на дереве. Создаётся впечатление, что зритель не участник событий, а наблюдатель, который со стороны смотрит на жизнь в Нидерландах.
Пейзаж
+
Природа играет важную роль в живописи Брейгеля. Так, в «Охотниках на снегу» у неё есть характер, который задаёт меланхоличное настроение всей картине. На заднем плане художник пишет нетипичный для Нидерландов горный ландшафт. Горы напоминают художнику об Альпах, которые он увидел во время путешествия по Италии.
Детализированность
+
Брейгель детально прорабатывает каждый сантиметр своей работы. Мельчайшими мазками он дополняет и дальний горный план, и костюм каждого персонажа. При этом все герои заняты делом и каждый из них уникален. Часто именно в деталях стоит искать ключ к работам Брейгеля. Например, в «Охотниках на снегу» незаметная вывеска на здании на ближнем плане изображает Губерта Льежского, святого покровителя охотников.
Колорит
+
В работах Брейгеля нет единого колорита, но художник явно предпочитал насыщенные и тёплые оттенки: коричневый, охру и мягкий бордовый.
Современность
+
Все работы Брейгеля пропитаны историей Нидерландов XVI века и национальной культурой. Неважно, что перед нами: сюжет из Ветхого Завета или изображённые на холсте поговорки. Герои всегда одеты в испанские или нидерландские костюмы, а действие в большинстве случаев разворачивается в небольшой голландской деревушке.
«Главный» герой
Брейгель часто помещает ключевых для сюжета героев в угол композиции. А иногда прячет в толпе так, что зрителю сложно их разглядеть. Так художник создаёт неожиданное решение для знакомого сюжета.
Активная диагональ
Брейгель затягивает зрителя в картину с помощью единой композиционной диагонали, которую он проводит от ближнего плана к дальнему. Диагональ соединяет собак в левом нижнем углу с горами в правом верхнем и проходит через охотников, деревья и дорогу между прудами.
Взгляд сверху
Благодаря выбранной точке обзора зрителю кажется, что он находится выше героев картины, будто птица на дереве. Создаётся впечатление, что зритель не участник событий, а наблюдатель, который со стороны смотрит на жизнь в Нидерландах.
Пейзаж
Природа играет важную роль в живописи Брейгеля. Так, в «Охотниках на снегу» у неё есть характер, который задаёт меланхоличное настроение всей картине. На заднем плане художник пишет нетипичный для Нидерландов горный ландшафт. Горы напоминают художнику об Альпах, которые он увидел во время путешествия по Италии.
Детализированность
Брейгель детально прорабатывает каждый сантиметр своей работы. Мельчайшими мазками он дополняет и дальний горный план, и костюм каждого персонажа. При этом все герои заняты делом и каждый из них уникален. Часто именно в деталях стоит искать ключ к работам Брейгеля. Например, в «Охотниках на снегу» незаметная вывеска на здании на ближнем плане изображает Губерта Льежского, святого покровителя охотников.
Колорит
В работах Брейгеля нет единого колорита, но художник явно предпочитал насыщенные и тёплые оттенки: коричневый, охру и мягкий бордовый.
Современность
Все работы Брейгеля пропитаны историей Нидерландов XVI века и национальной культурой. Неважно, что перед нами: сюжет из Ветхого Завета или изображённые на холсте поговорки. Герои всегда одеты в испанские или нидерландские костюмы, а действие в большинстве случаев разворачивается в небольшой голландской деревушке.