В сюжет вплетены отсылки к другим фильмам
В сценарий вводятся фрейдистские мотивы
Это постмодернистский фильм с большим количеством киноцитат. Герои картины постоянно играют в киновикторины: одни герои показывают сцены из фильмов, другие угадывают, откуда цитата.
Главный герой — молодой человек по имени Атос Маньяни, который приезжает в маленький городок, где фашисты когда-то убили его отца, знаменитого героя сопротивления. Отца зовут так же, как и сына, а играет их один и тот же актёр. Получается, что сын и отец внешне практически неотличимы. Так Бертолуччи вплетает мотив конкуренции сына с отцом и подводит зрителя к одному из основных понятий классического психоанализа — эдипову комплексу. Понятие отсылает к древнегреческому мифу о царе Эдипе, в котором Эдип, не ведая того, убивает своего отца и женится на матери, а когда узнаёт о содеянном, выкалывает себе глаза.
В основе сценария лежит литературное произведение
В центре сюжета фильма — вариация на тему романа «Пармская обитель» французского писателя Стендаля. Бертолуччи снял фильм в Парме и дал героям те же имена, что и в оригинале, но при этом полностью переписал сюжет и поместил героев не в XIX век, а в 60-е годы XX столетия.
В ранних фильмах важную роль в повествовании играют слова, а в поздних — изображение
«Под покровом небес», 1990
В этом позднем фильме Бертолуччи встречаются получасовые отрывки, где почти нет диалогов: зритель слышит бедуинское бормотание, но оно даётся без перевода и потому воспринимается не как речь, а как музыкальный или шумовой фон. Так Бертолуччи передаёт зрителю состояние главной героини, которая осталась одна в чужой стране и не может понять, что ей говорят.
Большая тема раскрывается через судьбу отдельного человека
«Последний император», 1987
В фильме полувековая история Китая раскрывается через непростую судьбу последнего правителя династии Цин Пу И, который взошёл на престол в два года. Биография героя позволяет Бертолуччи поднять важные темы: например, он критикует маоистский Китай и монархию, которая превратила ребёнка в деспота.