Представители малых народов России
Герой-странник, который ищет своё место в большом городе
Главный герой фильма — якут-кочегар, контуженный на Афганской войне герой СССР, который помогает бандитам сжигать трупы. Делает он это по наивности — бандиты убеждают его, что это были плохие люди. Кочегар, в свою очередь, пишет рассказ о якутах: это история о русском каторжнике, который поселился в семье якутов и издевается над ними. Фактически мы видим попытку Балабанова рассказать о тяжёлой жизни якутов сразу на двух повествовательных уровнях.
По пустынному Петербургу бродит герой без имени, без памяти, без прошлого и без друзей. Те редкие персонажи, с которыми пересекается его путь, называют его по-разному: одни — Сергеем Сергеевичем, другие — Петром, а девушка, подсевшая к нему на заснеженном кладбище, называет его Борей и говорит, что ждёт от него ребенка. Все чего-то хотят от героя, а сам он хочет лишь найти себе комнату, где просто смог бы жить.
Балабанов остро чувствовал и болезненно воспринимал всю жестокость и несправедливость 90-х, а потому стал единственным режиссёром, кто смог создать настоящего мифологического героя своего времени. Например, в 90-е годы в стране отсутствовали идеология и моральные ориентиры, поэтому главный герой фильма «Брат» Данила Багров делит людей на своих и чужих по собственной прихоти: ему понравился продавец часов или вагоновожатая, — и они теперь свои, просто потому что Данила так решил. И ему совсем не важно, что его собственный брат — подлец и убийца. Он тоже свой.