Гид по вселенной
Алексей Балабанов
Кто вдохновлял режиссёра
Германа и Балабанова сближал мрачный взгляд на действительность, только первый в своих фильмах рассказывал о советских реалиях, а второй, продолжая эту традицию, — о российских. Более того, Герман сыграл очень важную роль в становлении Балабанова как кинематографиста: он руководил подразделением дебютантов на Ленфильме и запустил в работу первый полнометражный фильм Балабанова.
Алексей Герман, режиссёр
«Мой друг Иван Лапшин», реж. Алексей Герман, 1984
На Балабанова произвёл впечатление чёрно-белый фильм датского режиссёра Хеннинга Карлсена «Голод». Балабанов говорил, что «все хорошие картины — чёрно-белые». Чёрно-белым он сделал и свой первый полнометражный фильм «Счастливые дни». Отсылки к работе Карлсена видны и в образе главного героя картины Балабанова: герой Виктора Сухорукова напоминает писателя из «Голода» — дёрганого, обидчивого, гордого, с натянутой на голову потрёпанной шляпой.
Хеннинг Карлсен, режиссёр
«Голод», реж. Хеннинг Карлсен, 1966
Лучшие фильмы
Самое серьёзное высказывание
«Груз 200», 2007
Самый прорывной фильм
«Брат», 1997
Первый фильм на важную тему
«Трофим» (короткометражный фильм из альманаха «Прибытие поезда»), 1995
Дебютный фильм
«Счастливые дни», 1991
Как работал над сценарием
В основе сценария лежит литературное произведение
Критический взгляд на советские и российские реалии
«Замок», 1994
«Груз 200», 2007
В основе сюжета — неоконченный роман Франца Кафки «Замок». Главный герой, землемер, приезжает на работу в Замок, но не может попасть на его территорию — у него не оказывается нужного разрешения. Он вынужден остаться в деревне близ Замка, где начинают происходить странные и абсурдные события.
«Груз 200» на жаргоне военных — это условное обозначение, которое используют при перевозке тела погибшего к месту захоронения. В фильме титр с названием появляется поверх стилизованной карты Советского Союза — это метафора страны как разлагающегося трупа.
Сценарий пишется под конкретного актёра
«Брат», 1997
Во время съёмок второго полнометражного фильма «Замок» Балабанов зарёкся больше никогда не проводить кастинг: настолько ему не понравилась игра Николая Стоцкого, утверждённого на роль после проб. Работая над последующими фильмами, режиссёр писал сценарий под конкретного актёра. Например, по словам Балабанова, сценарий «Брата» сложился только тогда, когда Сергей Бодров согласился исполнить главную роль.
В сюжете мало событий
«Кочегар», 2010
Эта картина — апофеоз балабановского минимализма: режиссёр создал полнометражный фильм из истории, которую можно пересказать в одном предложении. Событий в фильме мало, зато много долгих проходов и проездов героев по зимнему Кронштадту, ритмических пауз под музыку и красивых кадров с огнём.
О чём снимал
Война как трагедия
Фильм в фильме
Переломные периоды в истории России
«Война», 2002
«Трофимъ», 1995
«Про уродов и людей», 1998
Балабанов снимает фильм о Чеченской войне и удивительным образом уравнивает обе стороны конфликта. В первой половине фильма чеченцы держат русского в плену и издеваются над ним, а во второй уже главный герой Иван издевается над чеченцами. Так режиссер подчёркивает, что война — это всегда трагедия и что обе стороны ведут себя жестоко и бесчеловечно.
Эта короткометражка отсылает зрителя к одному из первых фильмов в истории кино — «Прибытию поезда» французских режиссёров братьев Люмьер. Не случайно главный герой Трофим, ожидая на вокзале прибытие поезда, видит француза с кинокамерой.
Балабанов снимает фильм про глобальные изменения в российском обществе на рубеже XIX–XX веков. В Петербург приезжает немецкий порнограф Иоганн, открывает фотостудию и начинает снимать откровенные фильмы и развращать петербургскую интеллигенцию, разрушать её жизнь. Здесь прослеживается параллель между событиями в предреволюционной России и процессами в стране после распада СССР. В 1990-е годы в страну хлынула западная культура, эксплуатирующая темы секса и насилия, а представители некогда уважаемых профессий оказались на периферии общественной жизни.
Противопоставление России и Запада
«Жмурки», 2005
Это история про двух бандитов. Сергей в исполнении Алексея Панина — славянофил, который обожает всё русское, всячески это подчёркивает и постоянно крестится. А его приятель Саймон в исполнении Дмитрия Дюжева — западник, который слушает зарубежную музыку, обедает в Макдональдсе, учит английский по комиксам и вообще собирается уехать в Америку.
Главные герои фильмов
Представители малых народов России
Герой-странник, который ищет своё место в большом городе
«Кочегар», 2010
«Счастливые дни», 1991
Главный герой фильма — якут-кочегар, контуженный на Афганской войне герой СССР, который помогает бандитам сжигать трупы. Делает он это по наивности — бандиты убеждают его, что это были плохие люди. Кочегар, в свою очередь, пишет рассказ о якутах: это история о русском каторжнике, который поселился в семье якутов и издевается над ними. Фактически мы видим попытку Балабанова рассказать о тяжёлой жизни якутов сразу на двух повествовательных уровнях.
По пустынному Петербургу бродит герой без имени, без памяти, без прошлого и без друзей. Те редкие персонажи, с которыми пересекается его путь, называют его по-разному: одни — Сергеем Сергеевичем, другие — Петром, а девушка, подсевшая к нему на заснеженном кладбище, называет его Борей и говорит, что ждёт от него ребенка. Все чего-то хотят от героя, а сам он хочет лишь найти себе комнату, где просто смог бы жить.
Национальный герой
«Брат», 1997
Балабанов остро чувствовал и болезненно воспринимал всю жестокость и несправедливость 90-х, а потому стал единственным режиссёром, кто смог создать настоящего мифологического героя своего времени. Например, в 90-е годы в стране отсутствовали идеология и моральные ориентиры, поэтому главный герой фильма «Брат» Данила Багров делит людей на своих и чужих по собственной прихоти: ему понравился продавец часов или вагоновожатая, — и они теперь свои, просто потому что Данила так решил. И ему совсем не важно, что его собственный брат — подлец и убийца. Он тоже свой.
С кем любил работать
Продюсер почти всех фильмов Балабанова, который помог ему собрать команду и выбраться из творческого кризиса.
Сергей Сельянов
Постоянный оператор Балабанова, ответственный за стилизацию изображения и детальную проработку мизансцены.
Сергей Астахов
Жена Балабанова и по совместительству его постоянная художница по костюмам, которая отыскала знаменитый свитер Данилы Багрова на блошином рынке и купила его всего за 40 рублей.
Надежда Васильева
Постоянный актёр Балабанова, который сыграл роль брата Данилы Багрова в фильме «Брат».
Виктор Сухоруков
Постоянный актёр Балабанова, который воплотил на экране демонический образ порнографа Иоганна из фильма «Про уродов и людей».
Сергей Маковецкий
Актёр, который поразил Балабанова своей харизмой и органичностью в кадре и без которого не получился бы главный хит режиссёра — фильм «Брат».
Сергей Бодров
Особенности съёмки
Большое количество саундтреков в фильме — часто это русский рок
#декорации
#стиль
«Брат», 1997
«Счастливые дни», 1991
«Трофимъ», 1995
#стиль
Место действия — пустынный Петербург
Стилизация изображения под старину
Длинные кадры с проходами героя по городу
#монтаж
«Кочегар», 2010
«Про уродов и людей», 1998
#движениекамеры
Деление фильма на эпизоды с помощью титров и затемнений