Авангард: принципы, истоки, контекст
Авангард — обобщающее название течений в искусстве начала XX века. Термин происходит от французского avant-garde — передовой отряд армии, который в искусстве превратился в передовой отряд художников и поэтов. Составить общую характеристику авангарда сложно — у художников были разные цели, а каждое новое течение отрицало предшествующие. Но все авангардисты экспериментировали с формой и цветом и размышляли о роли живописи в искусстве и жизни общества.
Течения авангарда
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
Дадаизм
Сюрреализм
Первая волна
Вторая волна
1905
1907
1909
1916
1924
Принципы
Отрицание классики
Отказ от форм, техник и сюжетов прошлого. Поиск вдохновения в восточной и африканской культурах, первобытном искусстве, архаике и Средневековье.
Слияние жизни и искусства
Художник не пытается отразить действительность, а конструирует новую реальность — и на холсте, и в быту. По мнению авангардистов, вся жизнь может быть произведением искусства.
Утопические идеи
Преобразование общества через новое искусство.
Формализм
Поиск новых характеристик и сочетаний цвета, линий, пространства, фактуры.
Процессуальность
Акцент на процессе создания произведения, обнажение использованного технического приёма. Важно не что создал художник, а как он это сделал.
Отсутствие сюжета
Отказ от изображения событий и героев, стремление к абстракции. Живопись больше не рассказывает истории.
Провокация
Демонстративный характер живописи, стремление к эпатажу и публичности всего творческого процесса.
Истоки авангарда
Реализм
Правдивое отражение действительности, интерес к современности и повседневным сюжетам.
Импрессионизм
Изображение реальности такой, как её видит глаз. Отражение впечатлений художника от окружающего мира. Открытый мазок и чистые цвета.
Постимпрессионизм
Обращение к сути вещей через эксперименты с формой и цветом.
1850-е
1870-е
1890-е
Контекст
Урбанизация
Формирование городской культуры, рынка искусства.
Технические изобретения
Расширение представлений о возможностях человека и техники, формирование новых представлений о прекрасном.
Научные открытия
Появление кинематографа привело статичные изображения в движение и позволило рассматривать их с разных сторон, а открытие рентгеновских лучей — заглянуть внутрь предметов.
Философия
Интерес к психоанализу и человеческому подсознанию.
Психология
Развитие направлений по изучению сознания и человеческого восприятия цвета, света, движения.
Общество
Появляется массовый зритель, а вместе с ним — массовая культура.